Сущность и роль решений в процессе управления
Тема 1. Сущность и роль решений в процессе управления
РАЗДЕЛ 1 Управленческие решения в системе менеджмента
2. Эволюция теории принятия решений
3. Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений
Управленческое решение представляет собой закономерный результат деятельности руководителя и реализуется в форме директивного целенаправленного воздействия на объект управления.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Управленческое решение — акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Управленческие решения — это собственно основной результат деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы.
Управленческое решение - это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.
Объект управленческого решения - система или операция.
Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.
Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение (в зависимости от уровня, на котором оно принято, сложности и времени действия) конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки.
Программа определяет место каждой производственной единицы в процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы структурных подразделений согласованы и увязаны в пространстве и времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.
Энциклопедический словарь определяет альтернативу как каждую из исключающих друг друга возможностей, необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.
Под вариантом в данном случае понимается видоизменение, разновидность (иная разработка плана проекта).
Таким образом, выбор альтернативы - это фактически выбор направления решения, а выбор варианта - это выбор способа реализации выбранной альтернативы.
В теории и практике принятия решений используются оба этих термина. Авторы считают более корректным использование термина «альтернатива».
Так, к примеру, руководители организаций и ведущие топ-менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и т.д. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, вида деятельности организации. УР могут приниматься на разных уровнях управления руководителями разных типов в пределах их должностных полномочий.
В зависимости от уровня управления меняется степень ответственности и последствия принятых решений. Так, некоторые руководители имеют полномочия для принятия решений по финансовым, кадровым вопросам, проблемам качества продукции (услуги). Например, руководитель организации может принять решение о закупке нового оборудования, изменении системы оплаты труда, обеспечении качества. Начальник отдела продаж принимает решения о заключении договоров на реализацию, проведении рекламных акций в рамках выделенного бюджета и т.д.
В процессе разработки решений менеджеры анализируют информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней управления, с непосредственными исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу.
Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты:
экономический:
Ø эффективность использования всех видов ресурсов; материальная заинтересованность персонала;
Ø обоснованность управленческих решений; максимизация экономического эффекта;
социальный:
Ø неформальная структура рабочих групп;
Ø качество трудовой деятельности; развитие системы участия в управлении;
Ø внепроизводственная деятельность неформальных групп;
организационный:
Ø делегирование полномочий; локализация и устранение конфликтов; разделение труда;
Ø структуризация функций управления;
правовой:
Ø соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
Ø придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта;
Ø соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;
Ø распределение ответственности за выполнение принятого решения
психологический:
Ø учет инновационной готовности персонала;
Ø оценка социально-психологического климата;
Ø профессиональные качества руководителя;
Ø деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;
педагогический:
Ø воспитательный характер управленческих решений;
Ø квалификационный рост персонала;
Ø формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).