Становление японской культурной традиции

Настоящий социальный и духовный переворот в Японии происходит в период VI-VIII веков. Было создано сильное централизованное государство. В 607 году государь Японии обратился с посланием от страны Ниппон («Солнечного Восхода») к правителю страны «Солнечного Захода» (Китая). Японское государство и культура складывались в этот период под влиянием соседних стран – Китая и Кореи. Причем влияние китайской традиции было в этот период преобладающим: письменность, основы законодательства, уложение о собственности на землю и административно-территориальном устройстве. Так, в Японии был принят «Табель 12 рангов», по которому представители знати становились государственными чиновниками и должны были продвигаться по службе не за счет происхождения, а на основе их личных заслуг перед государством. Важным шагом к переустройству японского общества стала реформа Тайка («Великая реформа»), проведенная в 645 году, в результате чего было отменено рабство, земля перешла в собственность государства и стала передаваться в виде наделов представителям всех сословий Страны Восходящего Солнца.

Период с переворота Тайка (645 – 794 г.г.) получил название «Нара» от местонахождения столицы Японии. В это время значительные перемены происходят и в культурной жизни островного государства: возникает письменность и создаются такие шедевры литературы как «Кодзики» (712 г.), «Нихонги» (720 г.), «Манъёсю» (60-70 гг. VIII в.) и др. Именно в «Кодзики» («Записи о делах древности») впервые отмечается процесс приспособления китайской иероглифики к японской фонетике, начало использования китайских знаков не только для обозначения целых слов, но и отдельных слогов, что соответствовало реалиям произношения языка страны Ямато. Первым сводом японской поэзии стал «Манъёсю», в 20 книгах которого содержатся 4516 песен разнообразных сюжетов, приписываемых примерно 500 авторам. Именно в «Манъёсю» вошли наиболее выдающиеся произведения Ямабэ Акахита – знаменитого основоположника стихотворной формы «танка» (пятистишия).

Наиболее существенным событием в Японии стало принятие буддизма. Это произошло в середине VI века. По одной версии, это случилось в 538 году, по другой – в 552, когда правитель Кореи прислал буддийского проповедника с сутрами и реликвиями буддизма Махаяны. Благодаря удачной тактике буддийского духовенства, которое утверждало принцип тесной связи буддизма с синтоизмом и с легкостью включало божества синто в пантеон японского буддизма. В 715 году к синтоистскому храму впервые пристраивается буддийское культовое сооружение. Постепенно, в результате слияния синто с буддизмом формировался «рёбу-синто» («двойной путь богов»). Но самым главным фактором утверждения буддизма в Японии стала поддержка новой веры со стороны аристократии и императорского двора. Эта поддержка достигла максимума в годы правления Сёму Тэнно (724 – 774 г.г.), который в 741 году издал указ об обязательном строительстве буддийских храмов в каждой провинции страны Ниппон. Посредством приобщения к буддизму произошло вовлечение Страны Восходящего Солнца в орбиту мировой культуры, что послужило новым толчком для развития местной культуры. В результате был дан толчок развитию не только письменности и литературы, но также архитектуре, изобразительному и прикладному искусству и театру.

Буддийская скульптура Японии первоначально копировала иноземные образцы, первый из которых был официально ввезен в 552 году, когда правитель Кореи прислал в страну Ямато бронзовую статую Будды Шакья-Муни. С VIII века во многих монастырях стали создаваться художественные мастерские, где создавались предметы буддийского искусства. В фигурах будд стали проявляться монументальность, пропорциональность, а также выражение надменного достоинства.

Высшего совершенства все эти качества достигли в главной буддийской статуе страны Ниппон – «Великом Будде» монастыря Тодайдзи. Образ Будды Русяна («Будды Бесконечного Света») отождествлялся с главным божеством религии синто – Аматэрасу и одновременно олицетворял повелителя Вселенной и властителя государства. Работы по созданию статуи продлились10 лет – с 747 по 757 год. На создание грандиозной скульптуры было затрачено свыше 400 тонн бронзы, около 150 килограммов золота и тысичи тонн древесного угля. Вместе с пьедесталом Дайбуцу достиг высоты 22 метров и был помещен в храм Тодайдзи. В этой статуе уже отчетливо проявились черты национального этнического типа, а за внешней отвлеченностью и спокойствием скрывается сильный дух и подлинное величие наряду с красотой совершенного существа.

В период Нара развивается также и портретная пластика, выдающимся примером которой является статуя монаха Гандзина, основателя монастыря Тодайдзи (VIII век). В качестве разновидности скульптуры можно рассматривать маски театра гигаку, который получил широкое распространение в VI-VIII веках. Эти маски закрывали не только лицо, но и часть головы актера, они изготавливались из ценных пород дерева и раскрашивались яркими красками. Прикладное искусство получило толчок в своем развитии благодаря распространению буддизма. Именно в период Нара создаются специальные палаты, ориентированные на производство строго определенных видов продукции (литейная, лаковая, ткацкая, швейная, книжная и другие), где уже существовало пооперационное разделение труда.

Расцвет японской культуры приходится на период «Хэйан» (794 -1185), название которой происходит от названия новой столицы государства (буквально означало «мир и покой»). Это нынешний Киото.

В период Хэйан в поэзии доминирующим становится тип танка, пятистишия, где количество слогов представлено в сочетании 5-7-5-7-7. Наиболее известным поэтическим сборником этой эпохи стал сборник «Кокинсю (Х в.) Этот «Сборник стихов древних и современных» был составлен по императорскому приказу как официальная поэтическая антология. Умение складывать танка становится необходимым признаком подлинного аристократа, а «Кокинсю» стала настольной книгой для любого образованного японца. С IX века получает развитие и художественная проза. Первым известным произведением японской прозаической литературы стала «Повесть о старике Такэтори» неизвестного автора (начало IX века). В этой повести причудливо переплетаются реальность и вымысел, высокое искусство танка и простонародный юмор.

В начале Х века в Китае была свергнута династия Тан, а затем погибли и корейские государства, в результате чего Япония оказалась в своеобразной вынужденной культурной изоляции. С этого времени у японцев нарастает ощущение особой значимости своей национальной культуры, что проявилось практически во всех сферах творчества. Высочайшими достижениями японских литераторов стали повесть «Исэ-моногатари» (о жизни и похождениях блестящего придворного поэта IX века) и известнейший хэйанский роман «Гэндзи-моногатари», созданный в начале XI века придворной поэтессой Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи» в 54 главах излагает историю жизни побочного сына императора – от рождения и до глубокой старости. Это произведение часто называют энциклопедией придворной жизни эпохи Хэйан.

Создательницей жанра эссе в литературе этой эпохи стала Сэй-сёнагон, котрой принадлежит авторство «Макурано соси» («Записок из изголовья»), где в 301 записи автор не только рассказывает о жизни придворных, но и выносит свое суждение об окружающем мире, смысле жизни и многом другом. Влияние стиля, основанного Сэй-сёнагон, до сих пор сказывается на творческой манере многих японских эссеистов.

В светской живописи Японии в это время утверждается национальное начало. Многие художники работали при дворе, создавая росписи на складных ширмах (бёбу) и перегородках (фусума), которые были необходимой частью любого японского жилища. Наиболее распространенные сюжеты – смена времен года, фазы луны, сцены изгнания злых духов, любования цветами и прочее.

Среди произведений малых форм выделяются «эмакимоно» – картины в виде горизонтальных свитков бумаги или шелка, написанные тушью разных цветов и предназначенные для рассматривания на столе, а также вертикальные свитки «какэмоно», которые использовались для украшения комнат. Особую известность получили иллюстрации к «Повести о Гэндзи», где сцены придворной жизни предстают в достаточно интересном ракурсе, как будто увиденными сверху, через снятую крышу. Такая манера письма оказала влияние на формирование национального стиля живописи.

В эпоху Хэйан подлинного расцвета достигает прикладное искусство. Серебряные вазочки, приборы для еды, безделушки, узорчатые шелковые кимоно, роскошные вышитые и расписные пояса-оби, а также украшенные тонкой резьбой оси свитков, подвески шнурков и сосуды для хранения сутр – все это пользовалось спросом среди хэйанской аристократии. Особого развития среди прочих видов прикладного искусства получили лаки. В повседневной жизни представители знати использовали чашки, тарелки, подносы и многие другие вещи, покрытые черным и красным лаком, поверх которого часто наносился узор перламутром, а также серебряным и золотым порошком.

Для переписки сутр, записывания стихов, песен и повестей аристократам было необходимо производить большое количество бумаги высокого качества. Изготовление бумаги было возведено едва ли не в ранг искусства: бумага производилась самого разного качества и фактуры (разных цветов, с тиснением, с рисунками или усеянной кусочками золотой или серебряной фольги различной формы).

На смену театру гигаку в X-XII веках приходит более пышный театр бугаку, в постановках которого отчетливо прослеживается влияние буддийского мистицизма. Маски театра бугаку были меньше и легче, чем в гигаку. Эти маски были достаточно сложны в изготовлении, так как у них были подвижные части: глаза (которые открывались и закрывались), нос (который мог легко поворачиваться в разные стороны), щеки (которые также двигались). Необычный танец и такие же маски делали спектакль букаку причудливым зрелищем.

В период Хэйан были заложены основы национальной культурной самобытности. То, что было создано в IX-XII веках и не утратило своей актуальности и в XXI веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: