Малые организации

Сектор малого предпринимательства является неотъемле­мым объективно необходимым элементом любой развитой хо­зяйственной системы, без которой экономика и общество в це­лом не могут нормально существовать.

Развитие малого предпринимательства оказывает значитель­ное влияние:

- на формирование конкурентной среды;

- внедрение новых технологий;

- освоение новых рынков, которые крупные компании счи­тают недостаточно емкими, расширяя тем самым ассортимент потребительских товаров;

- рост занятости населения;

- стимулирование повышения эффективности производ­ства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Малые организации могут принимать различные организа­ционно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Возникновение и существование малых организаций воз­можно благодаря следующим условиям:

- региональной дифференциации рынка;

- необходимости специализированного ремесла;

- важности персонального обслуживания;

- удобству обслуживания;

- нерегулярности спроса;

- оперативности и гибкости структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе госу­дарства состоит в том, что он содействуют связям крупного бизнеса с потребителями; малые предприятия являются по­ставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства», под субъектами предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

- до 100 чел. — в промышленности и на транспорте;

- до 60 чел. - сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере;

- до 50 чел. - строительстве и оптовой торговле;

- до 30 чел. - розничной торговле и бытовом обслужива­нии населения;

-до 25 чел. - других отраслях непроизводственной сферы.

Малые организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, зани­мающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того ви­да деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого пред­принимательства» от 21 мая 2009 г. № 255 к субъектам малого предпринимательства относятся:

-индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

-микроорганизации — коммерческие организации со сред­ней численностью работников за

календарный год до 15 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- малые организации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Основными целями создания малых организаций являются:

- активизация структурной перестройки экономики;

- насыщение потребительского рынка товарами;

- расширение конкуренции и др.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

- повышение общеобразовательного уровня людей;

- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

- большая конкурентоспособность за счет меньших издер­жек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими коле­баниями заработной платы;

- расширение сферы услуг, базирующейся на малых пред­приятиях, и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе госу­дарства состоит в том, что он участвует в установлении связей крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые пред­приятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодно производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслужива­ние и ремонт и т.д.

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:

- независимость действий;

- гибкость и мобильность при принятии оперативных ре­шений;

- быстрое адаптирование к особенностям местных условий;

- шансы на быстрый материальный успех;

- совмещение нескольких профессий и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями:

- более высокий уровень риска;

- отсутствие навыков управления и некомпетентность ру­ководителей;

- высокая зависимость от макрофакторов;

-сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д. Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:

- сложность технического перевооружения и реконструкции;

- сложность в приобретении современного дорогостояще­го оборудования;

- трудности с кадрами;

- слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресур­сами, кредитами и т.п.

Развитие малых предприятий оказывает значительное влияние:

- на формирование конкурентной среды;

- внедрение новых технологий;

- освоение новых рынков;

- рост занятости населения;

- защиту окружающей среды;

- стимулирование повышения эффективности производ­ства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

К достоинствам малого бизнеса относят:

- сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;

- гибкость и оперативность в действиях и решениях, что по­зволяет в короткие сроки наладить производство, торгов­лю разнообразными товарами и услугами;

- личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен дня изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

- возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив ка­питала в наиболее доходные сферы деятельности, что по­зволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и из­меняться.

- небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;

-независимость действий, возможность быстро реализовать
свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что осо­бенно важно для людей с ярко выраженными индивиду­альными чертами характера.

- мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов.

Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизне­се — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значитель­ная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства.

К недостаткам малого бизнеса также относят:

- большая физическая и умственная интенсивность, кото­рую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;

- длинный рабочий день и большая ответственность, поэто­му предпринимателю уже с первых шагов необходимо на­страиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;

- значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;

- личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления до­полнительных проблем личного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: