Факторы повы­шения рентабельности и увеличения прибыли

Для повышения эффективности работы организации перво­степенное значение имеет выявление резервов увеличения объе­мов производства и реализации, снижения себестоимости про­дукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рента­бельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рис.1).


Рисунок 1 - Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность

Внешние факторы (неконтролируемые)предприятие не может планировать к реализации и предотвращать. Оно может их учесть, предположить, спрогнозировать. К внешним факторамотносятся природные условия, госу­дарственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, изменение спроса на продукцию, решения правительства по уровню минимальной заработной платы, платежеспособность населения, изменение цен на сырье, материалы, топливо, энергоносители, изменение курса валют и банковского процента по кредиту, изменение системы налогообложения, инфляция и др. Эти факторы не зави­сят от деятельности предприятий, но могут оказывать значи­тельное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы (контролируемые) характеризуют имеющиеся на предприятии резервы снижения себестоимости, повышение качества, роста объема производства. Реализация этих мероприятий зависит непосредственно от деятельности предприятия, их внедрение планируют и контролируют.

К внутренним факторамотносятся: внедрение новой техники и технологии, механизация и автоматизация производства, применение более дешевых легкообрабатываемых материалов, стандартизация и унификация изделий, наиболее полная пропорциональная загрузка оборудования по времени и мощности, внедрение современных средств пооперационного контроля, рациональная специализация цехов, участков и рабочих мест, автоматизация управленческого труда, совершенствование материально-технического снабжения.

Внутренние факторыделятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздей­ствуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ре­сурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздей­ствуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использова­ние прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, по­вышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совер­шенствование организации труда и более эффективное исполь­зование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, соци­альные условия труда и быта и др.

Итак, на рост прибыли и уровня рентабельности оказывают вли­яние следующие факторы:

- рост объемов реализации в натуральном выражении;

- увеличение цены продукции;

- снижение затрат на производство и реализацию. В том числе:

- сокращение расхода материалов на единицу продукции;

- сокращение возвратных отходов;

- снижение цены на сырье и материалы;

- сокращение излишней численности;

- сокращение управленческих и коммерческих расходов;

- увеличения наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме продаж;

- улучшение эффективности использования активов;

- повышение качества и конкурентоспособности продук­ции и т.д.

       
   
 
 


Рисунок – Экономические факторы, влияющие на величину прибыли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: