АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ
Применение функций в экономике.
Функции находят широкое применение в экономической теории и практике. Спектр используемых в экономике функций весьма широк. Это могут быть и линейные, и логарифмические, и показательные, и прочие функции.
Наиболее часто в экономике используются следующие функции.
1. Функция полезности – в широком смысле это зависимость результата (полезности) некоторого процесса от интенсивности этого процесса.
2. Производственная функция – зависимость результата производственной деятельности от обусловивших его факторов (количества сырья, транспортные расходы, затраты времени и т.д.).
3. Функция выпуска (разновидность производственной функции) – зависимость объема производства от наличия или потребления ресурсов.
4. Функция издержек (частный вид производственной функции) – зависимость издержек производства от объема производственной продукции.
5. Функция спроса, предложения, потребления – зависимость перечисленных экономических показателей от различных факторов (цены, дохода, сезонности).
|
|
Учитывая, что экономические явления и процессы обусловливаются действием различных факторов одновременно, в экономике достаточно часто используются функции нескольких переменных.
…………………...
Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.
Объектом исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Предметом изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования.
К методам экономического анализа следует отнести:
- маркетинговый анализ;
- бюджетирование;
- бизнес-планирование;
- экономико-математическое моделирование;
- функционально-стоимостной анализ;
- анализ хозяйственной деятельности;
- финансовый анализ;
- сетевое планирование и др.
Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
|
|
К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организации; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод; способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.
Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
Исчисление средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.
Сравнение – научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.
Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являютсянаиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.
Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков – диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах – в виде условных обозначений на схемах.
Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации – деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные, типологические и аналитические группировки.
Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д.
Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности.
Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.
|
|
Так, при анализе обеспеченности организации сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Метод корреляционного и регрессионного анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются в тех случаях, когда основным источником получения информации является интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса. Из них наиболее распространенным является метод экспертных оценок.