План лекции. 1. Организация и управление ФВ и С в дошкольных заведениях

Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И СПОРТОМ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

1. Организация и управление ФВ и С в дошкольных заведениях.

2. Организация и управление ФВ и С в общеобразовательных школах

3. Организация и управление ФВ и С в средних учебных заведениях

4. Организация и управление ФВ и С в высших учебных заведениях

Система организации и управления в системе образования направлена на реализацию Целевой комплексной программы «Физическое воспитание – здоровье нации», утвержденной Указом Президента Украины от 1.09.1998г. № 963, и внедряется в учебных заведениях с целью:

· воспитания ответственного отношения к собственному здоровьюи здоровья окружающих, как высшей индивидуальной и общественной ценности;

· формирование у учащейся молодежи навыков здорового образа жизни;

· оптимизация режима учебно-воспитательного процесса;

· увеличение двигательной активностидетей и молодежи;

· активизация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы во всех звеньях образования;

· обеспечение роста спортивных достижений детей и учащейся молодежи.

1. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием.

Управление дошкольным образованием. Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы непрерывного образования в Украине. Дошкольное образование — целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, обретение им жизненного социального опыта.

11 июля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О дошкольном образовании», который определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы дошкольного образования, обеспечивающей развитие, воспитание и обучение ребенка; основываясь на объединении семейного и общественного воспитания, достижениях отечественной науки, достоянии мирового педагогического опыта; оказывающей содействие формированию ценностей демократического правового общества в Украине.

Задачами дошкольного образования являются: сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка; воспитание у детей любви к Украине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям Украинского народа, а также ценностям других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружению и окружающей среде; формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей, обретение им социального опыта; выполнение требований Базового компонента дошкольного образования, обеспечениє социальной адаптации и готовности продолжать образование; осуществление социально-педагогического патроната семьи (ст. 7 Закона Украины «О дошкольном образовании»).

Систему дошкольного образования составляют: дошкольные учебные заведения независимо от подчинения, типов и формы собственности; научные и методические учреждения; органы управления образованием; образование и воспитание в семье.

Принципами дошкольного образования являются: доступность для каждого гражданина образовательных услуг, которые предоставляются системой дошкольного образования; равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, одаренности, разностороннего развития каждого ребенка; единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей; единство воспитательных влияний семьи и дошкольного учебного заведения; преемственность и перспективность между дошкольным и начальным общим образованием; светский характер дошкольного образования; личностно-ориентационный подход к развитию личности ребенка; демократизация и гуманизация педагогического процесса; соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста.

Граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности, а также в семье. Получение дошкольного образования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности должно обеспечить выполнение требований Базового компонента дошкольного образования. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают дошкольное образование в порядке, установленном для граждан Украины.

Ответственность за получение детьми дошкольного образования возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской заботы, — на лица, которые их заменяют, и на учебные заведения, где они содержатся.

Дошкольные учебные заведения передаются центральными органами государственной власти или собственником из государственной в коммунальную собственность на безвозмездной основе.

Частные дошкольные учебные заведения могут быть переданы учредителем (собственником) в коммунальную собственность на безвозмездной основе по согласию сторон.

Управление системой дошкольного образования осуществляют:

— специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки — Министерство образования и науки Украины;

— другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения;

— Совет министров Автономной Республики Крым;

— областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения;

— органы местного самоуправления.

Основными задачами органов управления системой дошкольного образования являются: создание условий для получения детьми дошкольного образования; прогнозирование, обеспечение развития дошкольного образования и сети дошкольных учебных заведений независимо от типов и формы собственности согласно образовательным запросам населения; лицензирование частных дошкольных учебных заведений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования; государственная аттестация дошкольных учебных заведений, доведение общественности результатов лицензирования и аттестации с помощью средств массовой информации; социальная защита, охрана жизни, здоровье и защита прав участников учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении; осуществление контроля за выполнением задач дошкольного образования и соблюдением требований Базового компонента дошкольного образования, учебно-методического руководства и государственного инспектирования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности; организация научно-методического обеспечения дошкольного образования, внедрение в практику достижений науки, передового опыта, новейших педагогических технологий; ведение учета детей дошкольного возраста; проведение экспериментальной и инновационной деятельности; осуществление международного сотрудничества в системе дошкольного образования; обеспечение системы дошкольного образования руководящими и педагогическими кадрами, содействие их подготовке, повышению квалификации и проведению аттестации.

Для реализации этих задач Министерство образования, науки, молодежи и спорта наделено такими полномочиями:

— реализует государственную политику в области дошкольного образования;

— осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе дошкольного образования;

— разрабатывает и утверждает государственные нормативы финансового, материального обеспечения детей и материально-технического оснащения дошкольных учебных заведений;

— определяет перспективы и приоритетные направления развития системы дошкольного образования;

— разрабатывает, внедряет и контролирует соблюдение требований Базового компонента дошкольного образования и физического воспитания;

— контролирует деятельность органов управления образованием и учебных заведений системы дошкольного образования;

— организует нормативное, научное, программно-методическое, кадровое и информационное обеспечение дошкольного образования;

— определяет порядок аттестации педагогических работников системы дошкольного образования;

— принимает решения относительно организации инновационной деятельности в системе дошкольного образования, координирует и контролирует его проведение;

— утверждает типовые перечни обязательного учебно-дидактического и иного оснащения, в том числе коррекционного, программно-методических и учебно-наглядных пособий, художественной литературы;

— осуществляет в установленном законодательством порядке международное сотрудничество в системе дошкольного образования.

Акты МОНМиС Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районных государственных администраций и подчиненных им органов управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органов местного самоуправления, дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и формы собственности.

МОНМиС Украины, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Украины и положениями о них.

Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органы местного самоуправления в системе дошкольного образования в пределах их компетенции:

— обеспечивают реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования на соответствующей территории;

— ведут учет детей дошкольного возраста;

— контролируют соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, обязательное выполнение Базового компонента дошкольного образования всеми дошкольными учебными заведениями независимо от подчинения, типов и формы собственности, расположенными на их территории;

— принимают участие в разработке и реализации содержания дошкольного образования;

— создают условия для получения гражданами дошкольного образования;

— организуют научное, программно-методическое, кадровое, материальное обеспечение деятельности педагогических работников в сфере дошкольного образования, их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию;

— осуществляют отбор, назначение на должности и увольнение с должностей руководящих кадров в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях;

— проводят лицензирование частных дошкольных учебных заведений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования, аттестацию дошкольных учебных заведений, расположенных на их территории, делают достоянием гласности результаты аттестации;

— организуют подготовку, проведение экспериментальной и инновационной деятельности в дошкольных учебных заведениях и контролируют ход их осуществления;

— обеспечивают организованное оздоровление детей дошкольного возраста;

— обеспечивают социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав участников учебно-воспитательного процесса и обслуживающего персонала в дошкольном учебном заведении;

— осуществляют другие полномочия согласно Конституции Украины, Законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об образовании», «О дошкольном образовании» и положений о них.

Дошкольные учебные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности.

Статус государственного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности.

Статус коммунального имеет дошкольное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности.

Статус частного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.

Создание, реорганизация и ликвидация дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Государственные дошкольные учебные заведения создаются центральными органами исполнительной власти, коммунальные дошкольные учебные заведения — местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии детей соответствующего возраста, необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.

Решение о создании, реорганизации частного дошкольного учебного заведения принимается учредителем (собственником) при наличии необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования и соответствующим органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Решение о ликвидации частного дошкольного учебного заведения принимается учредителем (собственником) по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования.

Дошкольное учебное заведение признается юридическим лицом со дня регистрации его устава. Устав дошкольного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности разрабатывается согласно Конституции Украины, Законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», Положения о дошкольных учебных заведениях.

Положение о дошкольных учебных заведениях утверждается Кабинетом Министров Украины.

Дошкольное учебное заведение независимо от подчинения, типа и формы собственности на основе Положения о дошкольных учебных заведениях разрабатывает устав, который утверждается учредителем (собственником), согласовывается с соответствующим органом управления образованием и регистрируется местным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Украины.

Руководство дошкольным учебным заведением осуществляет его директор (заведующий).

Коллегиальным постоянно действующим органом управления дошкольным учебным заведением является педагогический совет. Педагогический совет создается во всех дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности при наличии не менее трех педагогических работников.

В состав педагогического совета дошкольного учебного заведения входят директор (заведующий), заместители директора (заведующего) по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, воспитатели-методисты, воспитатели, старшие воспитатели, учителя (всех специальностей), учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практические психологи, социальные педагоги, инструкторы по труду, инструкторы по физкультуре, инструкторы слухового кабинета, музыкальные руководители, руководители кружков, студий, секций, других форм кружковой работы, медицинские работники, иные специалисты. В состав педагогического совета дошкольного учебного заведения могут входить председатели родительских комитетов, физические лица, которые предоставляют образовательные услуги в сфере дошкольного образования при наличии лицензии.

На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, педагогические работники общеобразовательных учебных заведений, родители или лица, которые их заменяют. Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, имеют право совещательного голоса.

Председателем педагогического совета дошкольного учебного заведения является его директор (заведующий). Педагогический совет избирает из своего состава секретаря на учебный год.

Органом общественного самоуправления дошкольного учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива дошкольного учебного заведения и родителей или лиц, которые их заменяют. Общее собрание (конференция) заслушивает отчеты руководителя дошкольного учебного заведения по вопросам уставной деятельности и дает оценку его профессионально-педагогической деятельности, рассматривает вопрос учебно-воспитательной, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учебного заведения.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Соответственно Положению об организации физического воспитания и массового спорта в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях Украины, зарегистрированного в Минестерстве юстиции Украины 18 августа 2005 р. N 909/11189 целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Непосредственное руководство физическим воспитанием в дошкольном учебном заведении осуществляет его руководитель. На него возлагается:

· ответственность за состояние физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы в заведении;

· ответственность за состояние здоровья и физического развития воспитанников;

· создание условий для развития задатков, естественных способностей ребенка, направленных на его духовное и физическое развитие средствами физического воспитания;

· создание необходимых условий для проведения занятий по физическому воспитанию; занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, занятий секций и кружков спортивного направления;

· обеспечение условий для выполнения воспитанниками научно обоснованного объема двигательной активности и его контроль;

· обеспечение систематического контроля за осуществлением учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию;

· обеспечение участия учебного заведения во Всеукраинском обзоре-конкурсе на лучшее состояние физического воспитания в учебных заведениях;

· организация ежегодных углубленных медицинских осмотров детей в установленные сроки;

· обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с типичным перечнем;

· систематический анализ состояния физического развития детей;

· ежегодный отчет относительно состояния физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении перед родителями и общественностью.

Воспитатель-методист дошкольного учебного заведения:

1. отвечает за выполнение программ развития, обучения и воспитания, качество организации и проведения занятий по физическому воспитанию, кружков физкультурной направленности, занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

2. осуществляет совместно с медицинскими работниками медико-педагогический контроль во время занятий по физическому воспитанию;

3. контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, выполнения закаливающих процедур;

4. координирует деятельность педагогического коллектива относительно формирования у воспитанников знаний и умений, связанных с сохранением и укреплением здоровья, привычек здорового образа жизни;

5. обеспечивает повышение квалификации воспитателей и инструкторов по физической культуре;

6. отвечает за организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

7. совместно с инструктором по физической культуре разрабатывает план физкультурно-оздоровительных мероприятий;

8. принимает участие в работе по подготовке и проведению мониторинга физического развития воспитанников;

9. проводит пропагандистскую работу среди воспитанников, их родителей, воспитателей относительно здорового образа жизни.

Инструктор по физкультуре:

1. несет ответственность за выполнение заданий раздела программы по физическому воспитанию;

2. направляет свою деятельность на формирование привычек здорового образа жизни; средств сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников;

3. создает условия для развития естественных способностей и талантов воспитанников;

4. обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности во время проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

5. систематически осуществляет мониторинг физического развития воспитанников;

6. в своей работе использует методики, которые отвечают современным требованиям теории и методики физического воспитания и педагогики;

7. организует и проводит физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками;

8. организует и проводит работу по обучению детей плаванию;

9. поддерживает связи с тренерами внешкольных учебных заведений, родителями воспитанников;

10. проводит занятия с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

11. оказывает методическую помощь воспитателям относительно проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

12. контролирует техническое состояние спортивного инвентаря и оборудование в спортивном зале и на площадках.

Воспитатель детского садика:

1. несет ответственность за выполнение заданий разделу программы по физическому воспитанию (в случае отсутствия инструктора по физическому воспитанию);

2. обеспечивает соблюдение двигательного режима;

3. обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований техники безопасности в помещениях;

4. контролирует соблюдение правильной осанки воспитанниками на протяжении дня;

5. оказывает помощь инструктору по физическому воспитанию в проведении занятий;

6. проводит подвижные и народные игры с воспитанниками во время прогулок;

7. проводит закаливающие процедуры, физкультурные паузы во время занятий;

8. способствует привлечению воспитанников к занятиям в кружках и секциях спортивного направления;

9. принимает участие в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольного учебного заведения;

10. проводит пропагандистскую работу среди воспитанников, их родителей относительно здорового образа жизни.

Физическое воспитание детей дошкольных является неотъемлемой составляющей образования, которое обеспечивает возможность приобретения каждым ребенком необходимых научно обоснованных знаний о здоровье и средствах его укрепления, методики организации содержательного досуга и направлено на формирование у них физического, социального и духовного здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: