Эффект дохода и эффект замены. Рассмотрим подробнее, каким образом изменение (снижение) цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя на этот товар при неизменности цен прочих

Рассмотрим подробнее, каким образом изменение (снижение) цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя на этот товар при неизменности цен прочих товаров и доходов потребителя.

Введем понятия: номинальный доход – денежный (сколько стоит набор благ), реальный доход – вещественный (покупательная способность потребителя).

Снижение цены на некоторый товар вызовет увеличение объема спроса на этот товар вследствие относительного (по сравнению с другими товарами) удешевления данного товара. С другой стороны, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать также как повышение реального дохода потребителя (может приобрести другие товары) при неизменном номинальном доходе. Таким образом, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой стороны – под влиянием реального дохода потребителя. Поэтому при микроэкономическом анализе пришли к выводу, что целесообразно разделять общий эффект изменения спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены (substitution effect) и эффект дохода (income effect). Эта идея впервые была представлена Е.Е. Слуцким.

Эффект замены (субституции) возникает в результате относительного изменения цены при неизменном реальном доходе (т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ), движение по кривой безразличия.

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход (покупательную способность) потребителя.

Общий эффект изменения цены = эффект замены + эффект дохода

Наиболее полное и современное изложение этой проблемы дано Дж. Хиксом. Рассмотрим модель разложения по Хиксу.

Пусть потребитель покупает два товара Х и У, и точка Е1 является точкой потребительского оптимума. Пусть цена товара Х снизилась, новая бюджетная линия (АВ1) имеет точку касания с кривой безразличия U2, т.е. Е2 – это новый потребительский оптимум.

Таким образом, при первоначальной цене потребитель покупает Х1 единиц товара Х, а после снижения цены – Х2 товара Х. Таким образом, общим эффектом изменения цены является увеличение объема спроса на (Х2 – Х1).

Разложим общий эффект на эффект замены и эффект дохода.

Проведем воображаемую бюджетную линию (А2В2) и касательную к кривой безразличия U1, параллельную новой бюджетной линии (АВ1). Новая точка оптимума потребителя Е3 характеризуется тем же уровнем реального дохода, что и Е1 (т.к. находится на той же кривой безразличия), но новым соотношением цен на товары (таким же, как у Е2: коэффициенты наклона параллельных бюджетных линий одинаковы и равны соотношению цен на товары). Таким образом, изменение объема спроса при переходе от Е2 к Е3 вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров при неизменном реальном доходе, значит увеличение объема спроса на товар (Х3 – Х2) при этом переходе и представляет собой эффект замены товара У товаром Х.

Изменение объема спроса при переходе от Е3 к Е2 характеризуется одинаковым соотношением цен товаров, следовательно, происходит вследствие увеличения реального дохода. При этом (Х2 – Х3) есть эффект дохода.

Y

 
 


А

Номинальный доход одинаковый

А2 Е1

Е2

Е3U2

U1

 
 


X1 X3 X2 В В2 В1 Х

Эффект замены Эффект дохода

3 – Х1) (Х2 – Х3)

Если товар нормальный (объем потребления которого возрастает с увеличением дохода), то эффект дохода всегда положительный, и выполняется закон спроса: при снижении цены объем спроса на товар увеличивается, при увеличении – уменьшается.

Если товар некачественный (Гиффена, например), то эффект дохода будет отрицательным, и, если он не перевешивает эффект замены, то общий эффект будет отрицательным, т.е. закон спроса не выполняется: при снижении цены объем спроса уменьшается, а при увеличении – увеличивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: