Основной стимул поведения фирмы

Х-фактор в производственной функции (фактор мотивации).

Оптимальная стратегия предприятия заключается либо в максимизации выпуска приданном уровне затрат (достижение наиболее высокой изокванты, оставаясь на данной изокосте) или минимизации затрат при данном уровне выпуска (достижение наиболее низкой изокосты, оставаясь при этом на данной изокванте). Эта стратегия выводит предприятие на оптимальный путь роста.

Но предприятия не всегда и не везде ведут себя так, т.к. существует целый ряд помех.

Традиционная экономическая теория производства исходит из того, что объем выпуска всецело определяется количеством и структурой используемых ресурсов. Она не учитывает мотивации участников производства. Характер мотивации участников Х Лейбенстайн назвал Х-фактором, а потери и выигрыши, обусловленные его действием – соответственно Х-неэффективностью и Х-эффективностью.

К

С2

А2

С1 А1

E2

С0 E1

E0 Q3

Q2

Q1

С0 С1 С2 L

Следствием Х-неэффективности будет то, что предприятие, оказавшись в точке А1, и пытаясь достигнуть более высокой изокванты, двинется не в точку Е1, а в точку А2. Иначе говоря, он попытается компенсировать неэффективность использования ресурсов нагнетанием дополнительных, избыточных для достижения данной цели объемов. В результате прирост затрат будет перекрыт Х-неэффективностью, поскольку технически возможный и экономически эффективный выпуск при затратах С2С2 составляет не Q1, а Q2.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: