Олигополия
Рассмотрев монополию как крайний случай рынка несовершенной конкуренции, перейдем теперь к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой.
Олигополия – это такая рыночная структура, для которой характерно:
а) наличие на рынке нескольких конкурирующих между собой фирм, производящих однородную продукцию (но их количество значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции);
б) всеобщая взаимозависимость поведения предприятий-продавцов;
в) на рынке обязательно есть хотя бы одна крупная фирма, на поведение которой реагируют остальные фирмы;
г) сговор запрещен.
Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях совершенной конкуренции, но все же в меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать поведение своих конкурентов.
|
|
Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Классический сценарий так называемой матричной модели, с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «Дилеммой заключенного».
Заключенный Икс | |||
Заключенный Игрек | сознаться | Не сознаться | |
сознаться | 5 5 | 1 10 | |
Не сознаться | 10 1 | 2 2 |
Варианты:
1) оба сознаются в совершенном преступлении – получают по 5 лет;
2) один сознается и сваливает все на другого (получает 1 год), а другой не сознается и получает 10 лет;
3) оба не сознаются и получают оба по 2 года.
Подобная ситуация характерная и для олигополистов. Допустим на рынке 2 олигополистические фирмы:
Фирма «Венера» | |||
Фирма «Апполон» | Низкие цены | Высокие цены | |
Низкие цены | 70 70 | 130 10 | |
Высокие цены | 10 130 | 100 100 |
Если бы фирмы могли сговориться, то сократив выпуск и назначив монопольно высокие цены, получили бы прибыль по 100 у.е. на единицу продукции. Однако фирмы, прежде всего, конкуренты. И у каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены, захватить часть рынка, сорвав еще большую прибыль. Пытаясь обойти соперника, обе фирмы получат по 70 рублей, вместо вожделенных 130.
В результате риски минимизированы, и рынок находится в состоянии частичного равновесия, т.к. фирмы не максимизируют свою полезность. Устойчивость равновесия сохранится до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к изменению объемов выпуска.