Рентабельность. Виды, факторы, повышающие ее уровень.
Планирование и распределение прибыли.
Понятие и виды прибыли.
Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция
На формирование цены большое оказывают:
· внешние факторы:
- рыночная среда (спрос, предложение);
- покупатели (их доход, уровень и объем целей, психология и т.д.);
- каналы товарообращения;
- государство.
· Внутренние факторы:
- жизненный цикл товара на рынке;
- издержки (сырье, материалы, рабочая сила, реклама и т.д.)
Огромное значение на формирование цены имеет конкуренция, поэтому важны системы скидок, конъюнктура рынка, оптимальный уровень цен, их мобильность в зависимости от ситуации на рынке.
Ценовая политика в промышленности использует методы:
1. Затратные методы: к издержкам производства прибавляют плановую прибыль в процентах отношении к затратам. Условия рынка не учитываются, фирма уверена в реализации своего продукта.
|
|
2. Целевой метод учитывает издержки производства, но цену рассчитывают на основе безубыточности, оптимальных объемов продаж, средних затрат, условий повышенной прибыльности, конкурентов, НТП. Это более активный метод ценообразования.
Основные методы ценообразования:
· определение спроса на рынке;
· анализ издержек;
· анализ цен у конкурентов;
· выбор метода ценообразования;
· установка цены на предприятии.
Урок 20. Тема 4.3: Прибыль и рентабельность.
ПРИБЫЛЬ – основная цель работы любого предприятия.
С экономической точки зрения, ПРИБЫЛЬ – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Учет прибыли позволяет установить эффективность, рентабельность работы.
Различают основные виды:
· Валовая (общая, балансовая) прибыль – разница между валовым доходом и общими затратами предприятия на ее изготовление, т.е. полной себестоимостью.
ВН = ВД – С, где
ВП – валовая прибыль
ВД – валовой доход (выручка) ВД = P*Q
С – себестоимость
ВП = ВД – Издержки производства
В валовой доход входит прибыль от реализации:
- готовой продукции (наибольшая доля прибыли);
- полуфабрикатов собственного изготовления;
Доход от аренды, валютных операций, экономических санкций и др., т.е. по всем видам деятельности.
В общей экономике мы пользовались формулой:
ВП = TR – TC, где
TR – валовый доход
TC – валовые издержки
Различают НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ ПРИБЫЛЬ – разница между валовой прибылью и налоговыми льготами (необлагаемая налоговая сумма).
· ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – та часть прибыли, которая остается предприятию после уплаты установленных налогов.
ЧП = ВП – (Нпр + НДС + Накц + Ним) – К, где
|
|
ВП – валовая пибыль
Нпр – налог на прибыль
НДС – налог на добавленную стоимость
Накц – акцизы
Ним – налог на имущетсов
К – процент кредита
Чистая прибыль поступает в распоряжение предприятия и тратиться на расширение производства, социальных программ, выплату дивидендов по акциям и др.
Для расчета ЧП можно использовать формулу:
ЧП = ВПвал * (1 – Кн), где
Кн – коэффициент суммарного налога