В условиях демократии и рыночной экономики растет самостоятельность регионов. Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах: на свободе предпринимательской и другой, не запрещенной законом экономической деятельности; юридическом равенстве различных форм собственности; свободе конкуренции и ограничении монополистической деятельности; получении доходов как цели предпринимательства; законности экономической деятельности и ее государственном регулировании.
Проявление некоторых из этих принципов имеет свои особенности. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные и территориальные начала в организации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.
Сущность российского экономического федерализма выступает в виде поддержки социально-экономического развития регионов. По расчетам экспертов четвертая часть всех субъектов РФ имеют отрицательное сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом, т.е. по различным статьям (включая трансферт) из федерального бюджета поступает в регионы средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и платежей. Многие регионы остаются дотационными.
|
|
Федеральная поддержка закреплена федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, договорами и соглашениями, заключенными субъектами РФ с федеральными органами государственной власти. Наиболее значимыми являются финансово-экономическая (ресурсная) и организационно-правовая (принятие целевых программ, создание специальных экономических и управленческих структур и пр.) поддержки. В Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», принятом Государственной Думой 24 июня 1997 г., зафиксированы следующие принципы, конституционность; верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; гармонизация общероссийских и региональных интересов; добровольность заключения договоров и соглашений; материально-финансовое обеспечение выполнения передаваемых государственными органами своих полномочий; гласность договорного регулирования.
В организации экономического развития регионов в определенной мере принимают участие специальные подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Правительства, Министерство по делам Федерации и национальностей РФ, а также территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, учреждаемые в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими экономическую деятельность, могут выступать, кроме прочих, и администрации свободных экономических зон, а также межрегиональные структуры как ассоциации экономического взаимодействия регионов. Они создаются субъектами РФ в целях координации решений общих социально-экономических и иных проблем в основном по географическому принципу (Ассоциация «Большая Волга», Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Большой Урал», Сибирское соглашение и пр.).
|
|