Морской транспорт
Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России - около 40 тыс. км.
Морской транспорт играет важную роль в внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств (210 млн. дол в 2000 г.)
Основные грузы, перевозимые морским транспортом, -нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупными портами России являются: Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ва-нино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.
После распада СССР изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших заграничными для нашей страны. В настоящее время у России остались 8 пароходств из 17 у бывшего СССР. Значительная часть современных судов, танкеров находится у государств Балтии и Украины, в том числе и крупнейшие порты в Таллинне, Клайпеде, Риге, Вентспилсе, Одессе и др.
Намечено строительство портов в Финском заливе и порта на Азовском море. Должно также увеличиваться значение портов на Тихом океане и на Северном морском пути.
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо-и пассажирообороте России, Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 суток, на реках Сибири - от 200 до 240 суток.
Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.
Основные виды грузов речного транспорта - минеральные удобрения, стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, каменный уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой. На севере Европейской части страны заметную роль играют Сухона, Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Важное значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как. сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.
Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие города. Обь судоходна на протяжении 3600 км. Енисей судоходен на протяжении 3300 км. Порты нижнего течения Енисея - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующих по Северному морскому пути. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги -Красноярск, Братск.
Судоходство по Лене осуществляется на протяжении свыше 4 тыс. км. Осетровский речной порт (Усть-Кут) связан с Транссибирской магистралью и является крупным перевалочным пунктом для грузов, следующих по Лене.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении реки.
Основной проблемой развития и функционирования водного транспорта является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, углубления и поддержания глубин, необходимых для использования судов типа «река - море», поддержания объектов инфраструктуры. Очень сложно идет кредитование судоходных компаний под строительство судов. Еще более сложно обстоит дело с реализацией проектов строительства новых портов, так как проекты отличаются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Реализация Программы возрождения торгового флота затруднена из-за недостаточного финансирования. Для претворения в жизнь крупных проектов нужна серьезная государственная поддержка. Она тем более необходима, что торговый флот имеет огромное стратегическое значение для России. Поддержка должна выражаться не только в выделении финансовых ресурсов, но и в создании благоприятных экономических, прочной и стабильной законодательной базы как основы эффективного функционирования.