Речной транспорт

Морской транспорт

Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлан­тического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность мор­ских границ России - около 40 тыс. км.

Морской транспорт играет важную роль в внешнеэкономи­ческих связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств (210 млн. дол в 2000 г.)

Основные грузы, перевозимые морским транспортом, -нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Круп­ными портами России являются: Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ва-нино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навига­ция в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее зна­чение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

После распада СССР изменились условия использования Россией важнейших портов бывшего СССР на Черном, Азовском, Балтийском и Каспийском морях, а также на Дунае, ставших за­граничными для нашей страны. В настоящее время у России ос­тались 8 пароходств из 17 у бывшего СССР. Значительная часть современных судов, танкеров находится у государств Балтии и Украины, в том числе и крупнейшие порты в Таллинне, Клайпе­де, Риге, Вентспилсе, Одессе и др.

Намечено строительство портов в Финском заливе и порта на Азовском море. Должно также увеличиваться значение портов на Тихом океане и на Северном морском пути.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо-и пассажирообороте России, Это связано с тем, что основные по­токи массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направле­ние. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 суток, на реках Сибири - от 200 до 240 суток.

Речной транспорт уступает другим видам и в скорости дви­жения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себе­стоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Основные виды грузов речного транспорта - минеральные удобрения, стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, каменный уголь, зерно. Большая часть оборота речного транс­порта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой. На севере Европейской части страны заметную роль играют Сухона, Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Важное значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Мос­ковско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоени­ем природных ресурсов на востоке страны возрастает транспорт­ное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Значение реч­ного транспорта для Сибири весьма велико, так как. сеть желез­ных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.

Реки связывают южные районы Западной и Восточной Си­бири с Заполярьем. По Оби и Иртышу тюменская нефть транс­портируется в Омск и другие города. Обь судоходна на протяже­нии 3600 км. Енисей судоходен на протяжении 3300 км. Порты нижнего течения Енисея - Дудинка и Игарка - доступны для мор­ских судов, следующих по Северному морскому пути. Крупней­шие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги -Красноярск, Братск.

Судоходство по Лене осуществляется на протяжении свы­ше 4 тыс. км. Осетровский речной порт (Усть-Кут) связан с Транссибирской магистралью и является крупным перевалочным пунктом для грузов, следующих по Лене.

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока являет­ся Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении реки.

Основной проблемой развития и функционирования водно­го транспорта является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, углуб­ления и поддержания глубин, необходимых для использования судов типа «река - море», поддержания объектов инфраструкту­ры. Очень сложно идет кредитование судоходных компаний под строительство судов. Еще более сложно обстоит дело с реализа­цией проектов строительства новых портов, так как проекты от­личаются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Реализация Программы возрождения торгового флота затруднена из-за недостаточного финансирования. Для претворения в жизнь крупных проектов нужна серьезная госу­дарственная поддержка. Она тем более необходима, что торговый флот имеет огромное стратегическое значение для России. Под­держка должна выражаться не только в выделении финансовых ресурсов, но и в создании благоприятных экономических, проч­ной и стабильной законодательной базы как основы эффективно­го функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: