Это высокоразвитый индустриальный район страны - ведущий среди наиболее развитых районов в РФ. Промышленность района в первую очередь специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. В начале 90-х годов только на отрасли наукоемкого машиностроения приходилось более 1/3 промышленной продукции района.
За реформенные годы ЦЭР потерял более 2/3 своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17 %), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности, снизившись по сравнению с 1990 г. с 27 до 5% соответственно.
Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.
|
|
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.
Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили сборка автобусов); Московская область: Ликино-Дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ).
Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская область), Людиново (Калужская область), Муроме (Владимирская область).
Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочок (вагоны электропоездов); Брянск (изотермические вагоны).
Речное судостроение и судоремонт - Москва, Рыбинск, Кострома.
Сельское машиностроение представлено в Люберцах (Московская область), в Бежецке (Тверская область), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.
ЦЭР принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.
Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле.
Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.
Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростале и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.
Многие проблемы машиностроения этого района имеют общий характер. Необходимо: повести реконструкцию промышленности, ускорить конверсию оборонных предприятий для развертывания инновационной деятельности, развивать наукоемкое, сложное и точное машиностроение, а для этого начать техническое перевооружение крупных машиностроительных предприятий и перепрофилирование их на выпуск более современной техники с целью вывода из длительного депрессивного состояния. Эти же проблемы характерны для всех остальных отраслей промышленности.
|
|
Химическая промышленность по-прежнему является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Вос-кресенск (Московская область), Полпино (Брянская область); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская область). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), В Ярославле и Ефремов (Тульская область) размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность - старейшая отрасль промышленности, работающая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. В районе производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в большинстве областей ЦЭР превратилась во второстепенную. Её доля в структуре промышленности сейчас не достигает 5 % (для сравнения в 1990 г. - около 24 %).
Для ЦЭР характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).
Район сохраняет 1-е место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.
Топливно-энергетический комплекс ЦЭР ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).
ЦЭР занимает первое место в России по производству электроэнергии. Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На верхней Волге действует Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается из Поволжья.
Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также расположенная в г. Обнинске, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.
Агропромышленный комплекс ЦЭР - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.
Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары завозятся. Это район картофелеводства и животноводства. На севере - значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.
Территориальная структура транспортной сети района радиально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог, В столице действуют четыре аэропорта.
Москва является также речным портом, имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.