Неокантианство
Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов.
Принципы материалистического учения:
-) принцип закономерности общественного развития – постулирование действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями;
-) принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей;
-) главные и определяющие взаимосвязи общества – способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений;
-) представление о поступательном прогрессивном развитии общества обусловило учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни;
-) признание своеобразия развития общественных процессов – естественно-исторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он определяет волю и сознание людей.
-) принцип партийности (В.И. Ленин) – любая теория общественной жизни несет на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Однако, поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества.
Религия есть следствие отчуждения человека от собственного бытия путём переноса его нереализованных потребностей в сферу воображаемого. Задача состоит в том, чтобы изменить условия, порождающие «небесные химеры» (перевернутый мир). Целью является война не с фразами, а с миром, который они отражают. Тем самым не сознание определяет жизнь, а жизнь – сознание. Освобождение человека есть акт исторический, а не идеальный, состоящий в том, чтобы перевести «критику неба в критику земли». (■ «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить» (К. Маркс)).
Неокантианство – философское течение конца XIX – первой трети ХХ века, сложившееся на основе обновлённой интерпретации учения И. Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Лозунг: «Назад к Канту!» (О. Либман) («Кант и эпигоны» 1865).
-) преодолеть непоследовательность философии Канта, связанной с проблемой «вещи в себе»;
-) устранить из кантовской философии все элементы материализма и свести её к чистому учению о методе;
-) противопоставить материализму естествоиспытателей критический идеализм Канта (Ф.А. Ланге);
-) философия есть метод достижения позитивного знания, а не само это знание;
-) наличие обуславливающих познание априорных форм;
-) ограничение познания сферой опыта.