Планирование объемов производства продукции в стоимостном выражении

Производственная программа предприятия, ее содержание и оптимизация

Этот раздел текущего плана предприятия содержит номенклатурно-количественное, а также стоимостное задание из производства продукции, производственных услуг в ассортименте при соответствующем качестве.

Основная задача ПП выяснить, какую продукцию производить на предприятии и в каком количестве. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  • спрос на продукцию;
  • уровня и динамики цен,
  • наличия конкурентов и цен на их продукцию, то есть вообще конъюнктуры рынка;
  • наличию производственной мощности и площади,
  • трудовых и материальных ресурсов,
  • а также, при необходимости - инвестиционных ресурсов.

Изучения спроса внешнего и внутреннего рынка на товары и услуги выполняются на предприятиях службами маркетинга, которые проводят рыночные исследования с помощью выставок, ярмарка и других мероприятий, на которых оказывается спрос на соответствующие изделия и услуги, принимаются заказы, заключаются договоры на поставку и тому подобное.

При определении производственных возможностей выполняются расчеты имеющихся и нужных производственных мощностей, количества работников, материальных ресурсов. Эти этапы планирования изложены в последующих разделах и темах. На этапе планирования производственной программы и особенно ее структуры, то есть удельного веса конкретных видов изделий или услуг, необходимо выходить из основных экономико теоретических положений, суть которых заключается в потому, что возможный выпуск продукции при полном и эффективном использовании ресурсов при данном развитии технологии характеризует кривая производственных возможностей, на которой изображены альтернативные варианты структурной программы при полном использовании ресурсов.

При планировании производственной программы необходимо использовать как теоретические положения, так и материалы, которые приведены ниже:

  1. перспективный план производства продукции и услуг;
  2. прогноз потребности в продукции предприятия, который складывается на основании исследований изменений рыночных элементов во времени, то есть спроса, предложения, цен, количества конкурентов и др.;
  3. государственный контракт и государственный заказ на продукцию предприятия;
  4. результаты изучения текущего спроса на продукцию;
  5. договоры на производство и поставку продукции, которые складываются в результате свободной продажи изделий на оптовых ярмарках;
  6. мероприятия по специализации и кооперации производства;
  7. мероприятия по увеличению производственных мощностей предприятия;
  8. данные об остатках нереализованной продукции в предыдущем периоде;

По принципу формирования производственной программы можно выделить 3 группы номенклатурных позиций:

  1. номенклатура продукции, установленная в государственном контракте и заказе;
  2. номенклатура продукции, которая определяется на основе рыночного спроса, заказов потребителей, торговых и посреднических организаций;
  3. номенклатура изделий и услуг, которые используются предприятием на внутренние производственные потребности и определяются планом производства продукции и услуг, которые будут реализованы в плановом периоде.

Каждое предприятие разрабатывает свою производственную программу самостоятельно, кроме государственного контракта и государственного заказа, размер которых устанавливается в соответствии с производственными возможностями предприятия и при согласии дирекции.

Государственный контракт и государственный заказ формируются на основе предложений министерств и ведомств - государственных заказчиков. Финансирование государственного контракта проводится за счет государственного бюджета, а государственного заказа - за счет собственных средств предприятий и организаций и имеющихся кредитных ресурсов. Ответственность заказчиков (потребителей) и исполнителей при выполнении государственного контракта и государственном заказе определяется заключенными договорами (контрактами) и законодательством Украины.

Исполнители государственного контракта и заказа обеспечивают себя материально-техническими ресурсами самостоятельно путем заключения прямых договоров с предприятиями-поставщиками и посредническими организациями.

Производственная программа является важным разделом, на основе которого проводится планирование потребности материально-технических, трудовых, энергетических ресурсов, рассчитывается себестоимость, прибыль и другие финансовые показатели.

Важно осознать, что продукция, которая производится на предприятиях, воспроизводится в натуральной и стоимостной формах. Потому при планировании производственной программы предприятия рассчитывается объем производства в натуральных измерителях и стоимость объема производства продукции. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются конкретные физические единицы - штуки, метры, кг, тонны и др. Схема формирования производственной программы предприятия приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема формирования производственной программы предприятия

Объем продукции в стоимостном выражении на предприятиях разных отраслей производственной сферы определяется показателями товарной, валовой, чистой продукции.Производственная программа должна формироваться с учетом ресурсов предприятия и получения наилучших результатов, то есть быть оптимальной.

Оптимизация производственной программы осуществляется с целью:

1) планирование оптимальной структуры номенклатурных позиций;

2) определение максимально возможного объема производства продукции и экономической границы наращивания производства.

Первая задача может быть рассчитана с помощью экономико математических методов:

  1. методу симплекса линейного программирования, при котором выбирается критерий оптимизации и своя математическая форма - целевая функция, которой могут быть: максимальная прибыль, максимальный объем производства, равномерная загрузка оборудования и тому подобное; как ограничения принимаются: полная загрузка каждой группы оборудования, трудоемкость программы, затраты материальных ресурсов;
  2. метод «ветвей и ограничений», что являет собой направлен перебор с отсеиванием неэффективных построений плана;
  3. более простой и доступный метод оптимального формирования производственной программы с помощью интегральных показателей, при котором формирование плана продолжается к выполнению установленного критерия оптимума.

При решении второй задачи учитывается закон нисходящей производительности ресурса.

Плановое количество каждого изделия распределяется за календарными периодами года (кварталами, месяцами). При этом руководствуются такими требованиями:

  • соблюдение установленных сроков поставки продукции в соответствии с заключенными договорами;
  • равномерной загрузкой производственных мощностей во всех подразделах предприятия;
  • повышение концентрации производства путем ограничения одновременно производимой номенклатуры изделий.

При делении производства продукции учитываются:

  • количество рабочих дней в каждом плановом периоде;
  • изменяемость работы предприятия и его подразделов;
  • плановая остановка оборудования на ремонт;
  • состояние технической подготовки производства и др.

Расчеты объемов производства продукции в стоимостном выражении позволяют на единственной ценовой основе сравнивать, анализировать и определять суммарный объем выпуска разнородной продукции. Но при этом необходимо учитывать изменения рыночных цен при планировании и определении объемов выработанной и реализованной продукции в разные периоды.

Нужно знать, что в стоимостном выражении планируются такие объемы производства:

  • товарная,
  • валовая
  • реализованная продукция,
  • чистая продукция.

В товарную продукцию предприятия включаются:

  • готовы изделия;
  • запасные части для продажи;
  • полуфабрикаты производства предприятия;
  • нестандартное технологическое оборудование произведено как для потребностей самого производителя, так и для реализации;
  • часть продукции вспомогательных подразделов, которая реализуется другим потребителям (технологическое оборудование, энергия и тому подобное);
  • другие работы и услуги производственного характера.

Работы и услуги непроизводственного характера не включаются в товарную продукцию (например, капитальный ремонт зданий, услуги транспорта предприятия, научно-исследовательские и проектные работы посторонним потребителям и др.).

Товарная продукция планируется в действующих и неизменных ценах. Расчет товарной продукции в действующих ценах необходим для определения объема продажи, в неизменных ценах товарная продукция определяется для расчета динамики объемов производства и других показателей.

Товарная продукция рассчитывается на основе производственной программы в натуральном измерении за такой формулой:

(4.1)

где ТП - товарная продукция, грн;

n - количество наименований продукции, которая производится в плановом периоде;

Ц і - цена и-го изделия, грн;

- количество и-х изделий в производственной программе.

Чистая продукция рассчитывается так: из стоимости товарной продукции исключается стоимость осуществленного труда (сырья, материалов, купованих полуфабрикатов, перенесенную стоимость средств производства и др.) и таким путем определяется стоимость объема производства, на который будут потрачены собственные средства предприятия и получена соответствующая прибыль; или по формуле:

ЧП = ТП - М - Ам (4.2)

где ЧП - чистая продукция в плановом периоде, грн;

М - материальные расходы на производство товарной продукции в плановом периоде, грн;

Ам - сумма амортизационных отчислений, грн.

Валовая продукция включает товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производственной деятельности предприятия (например, на машиностроительных предприятиях в валовую продукцию включаются изменения стоимости незаконченного производством технологического оснащения собственного изготовления). Рассчитывается валовая продукция за такой формулой:

ВП = ТП + Нзвк - Нзвп (4.3)

где ВП - валовая продукция, грн;

Нзвк и Нзвп - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на конец и начало планового периода, грн.

Динамика остатков незавершенного вироництва учитывается лишь на тех предприятиях машиностроения, где длительность производственного цикла большинства видов продукции превышает 2 месяца.

В состав незавершенного производства входят заготовки, детали, комплекты, которые находятся на разных стадиях производственного процесса и подлежат следующей обработке или составлению, а также изделия в составлении и на испытаниях.

Необходимо осознать, что объем незавершенного производства влияет на результаты работы предприятия. С одной стороны, незавершенная продукция нуждается в оборотных средствах и это негативно отражается на экономическом положении предприятия, а с другой стороны - обеспечивает нормальный ход производственного процесса, его непрерывность и ритмичность. Потому величина незавершенного производства должна поддерживаться на оптимальном уровне.

В плановых расчетах остаток незавершенного производства на начало планового периода принимается по фактическим данным на конец предпланового периода, а на конец - определяется разными расчетными методами, какие изложенные в учебнике.

Объем незавершенного производства определяется в себестоимости. Для оценки остатков незавершенного производства в ценах их себестоимость умножается на коэффициент переводу себестоимости продукции в товарную продукцию, который определяется путем отношения товарной продукции в неизменных ценах к ее себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: