Кризис предприятия как процесс, стадии развития кризиса
Для того чтобы можно было разработать правильную коррекцию курса, необходимы чёткие знания о процессе кризиса и об этапах развития кризисного процесса.
Процесс представляет собой общее развитие, которое изменяет, разрушает имеющуюся структуру связей/отношений или заново формирует её.
Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.
Разделение кризисного процесса на различные стадии связана, в первую очередь, с возможностью определения времени воздействия на кризис, недопущению и преодолению кризиса.
Для представления кризиса предприятия как процесса существуют различные исходные установки и точки зрения.
1. Стадии кризисного процесса по Финку:
По Финку, любой кризис предприятия может состоять только из четырёх различных и совершенно определённых фаз:
Продромальная (предварительная фаза);
Фаза острого кризиса;
Фаза хронического кризиса;
Фаза разрешения кризиса.
Названия этих фаз похожи на медицинские термины, потому что и сам кризис может быть рассмотрен как болезнь, но болезнь не человека, а его бизнеса.
1) Продромальная (предварительная) фаза кризиса – это своего рода предупреждение, критическая точка. И если на стадии раннего развития кризиса не предпринимать никаких действий, острый кризис может ударить с такой силой, что так называемый кризис-менеджмент будет сводиться лишь к подсчету убытков. Иногда продромальную фазу кризиса называют еще «предкризисной стадией».
Задача кризис-менеджера – заметить и распознать симптомы кризиса как можно раньше, и в любом случае – до того, как кризис разразится. Гораздо надёжнее и безопаснее не допустить нежелательного развития событий и возможных осложнений до того, как проблема станет острой.
2) Острая фаза кризиса – на этой стадии в большинстве случаев ситуацию уже нельзя развернуть обратно. После того, как предупреждения закончились, и кризис из фазы продромальной перешёл в острую фазу, почти никогда не удаётся вернуть потерянные позиции. Определённый ущерб уже был нанесён; степень ущерба, которая будет нанесена на данной и последующих стадиях, зависит от антикризисного управляющего.
В большинстве случаев, когда говорят о кризисе, имеют в виду именно его острую фазу.
Главная трудность – очень высокая скорость и интенсивность, с которой развиваются нежелательные события. При этом скорость зависит от типа кризиса, а его интенсивность измеряется объёмом возможного ущерба.
Задача кризис-менеджера – стараться не терять контроля над событиями. Если у менеджера нет возможности управлять непосредственно кризисом, он должен подумать о том, есть ли у него возможность повлиять на источники его возникновения.
Острая фаза кризиса чаще всего самая короткая, хотя из-за её интенсивности кажется, что она длится дольше, чем есть на самом деле.