• централизация системы государственного управления;
• построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ;
• борьба с коррупцией в регионах;
• усиление борьбы с преступностью и терроризмом;
• поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров;
• повышение ответственности глав субъектов РФ.
Порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ следующий:
• предложение по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (далее — главы региона) вносится Президентом РФ в законодательный (представительный) орган за 35 дней до срока истечения полномочий действующего главы региона;
• перед внесением предложения Президент РФ проводит консультации с законодательным (представительным) органом субъекта РФ по кандидатуре (кандидатурам) на указанный пост;
• законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления;
• решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
• в случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, решение законодательного (представительного) органа о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
• в случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ Президентом РФ не позднее 7 дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре;
• в случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) или не рассмотрения в установленный срок проводятся соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. По результатам указанных консультаций Президент РФ.
• вправе внести третий раз предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ;
• либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на шесть месяцев;
• в случае, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В этот период полномочия высшего должностного лица субъекта РФ осуществляет назначенный Президентом РФ временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ может быть наделен: гражданин Российской Федерации,достигший 30 лет.
Иных ограничений (например, обязательное проживание в соответствующем субъекте РФ, знание языка, занятие указанной должности в прошлом и др.) законодательство не устанавливает. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может:
1) быть одновременно: • депутатом Государственной Думы; • членом Совета Федерации; • судьей;
2) замещать:
• иные государственные должности Российской Федерации или государственные должности федеральной государственной службы,
• иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ,
• выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы;
3) не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме:
• преподавательской; • научной; • иной творческой деятельности (если иное не предусмотрено законодательством РФ).
Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется Президентом РФ, при этом не может превышать 5 лет.
С 15.12.2004 законодательно отменена действовавшая в 1999 — 2004 гг. норма об ограничении максимальной продолжительности пребывания в должности главы субъекта РФ 2-мя сроками. Это значит, что:
• гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ неоднократно (может быть вновь переназначен через 5 лет или иной срок);
• те главы субъектов, которые уже занимают свои должности по 10 — 14 лет, вновь получили возможность остаться на своих постах (по старому закону все они должны были бы уйти в ближайшее время в связи с невозможностью выдвинуться на третий срок), также как они могут быть не назначены или смещены с постов, несмотря на их "стаж" руководства регионом;
• высшее должностное лицо субъекта РФ может занимать свою должность столько, сколько его предлагает Президент РФ и утверждает законодательный (представительный) орган, при условии, если его полномочия не будут прекращены досрочно.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случаях:
• его смерти;
• отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
• его отставки по собственному желанию,
• отрешения его от должности Президентом Российской Федерации:
• в связи с утратой доверия Президента РФ;
• за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
• в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
• признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
• вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
• его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
• утраты им гражданства Российской Федерации.
Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен принципиально новый порядок избрания глав регионов, а также закреплен ряд нововведений, которые прежде отсутствовали в законодательстве субъектов РФ. В результате этого, с 15.12.2004 (дня вступления новых редакций вышеуказанных федеральных законов в силу) конституции (уставы) всех субъектов РФ перестали соответствовать федеральному законодательству (например, по-прежнему предусматривают избрание глав субъектов РФ (в том числе — президентов республик в составе РФ) всенародным голосованием. Поэтому в целях приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу поправок к вышеуказанным законам от 11.12.2004 — с 15.12.2004 по 15.12.2006.
За эти 2 года все субъекты РФ должны были привести свои конституции (уставы), законодательство в соответствие с федеральными законами — т. е. отразить в конституциях (уставах) и законодательстве субъектов РФ новый порядок избрания глав регионов, иные нововведения.
Другой проблемой является то, что часть глав субъектов РФ были избраны (переизбраны) на свои должности совсем недавно (по старому закону). Например, 19.12.2004 и 26.12.2004 в нескольких субъектах РФ — Камчатской, Курганской, Брянской областях, Хабаровском крае, а также Республике Марий Эл, иных субъектах РФ прошли прямые выборы населением глав субъектов РФ — последние по старому законодательству. В результате этих выборов народом были избраны главы субъектов РФ. Было бы не логично руководителей, только что прошедших через "сито" выборов и получивших от народа подтверждение своих полномочий до 2008 — 2009 гг. тут же снимать с должности и назначать по новой системе (или назначать других руководителей).
Поэтому, согласно ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 159-ФЗ от 11.11.2004, высшие должностные лица субъектов РФ, избранные до вступления в силу данного федерального закона, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ. Т.е. те главы субъектов РФ, которые избраны по старой системе, сохраняют свои полномочия до конца срока, на который они избраны (а это может быть и 2005 г, и 2007 г., и 2009 г.). Автоматического переназначения всех глав субъектов РФ закон не предусматривает. Переход на новую систему должен произойти постепенно.
При этом, высшее должностное лицо субъекта РФ, избранное (избранный) до вступления в силу указанного закона, до истечения срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ в соответствии с федеральным законом, может поставить перед Президентом РФ вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий.
Президент РФ в течение 7 дней принимает решение:
• о доверии высшему должностному лицу субъекта РФ;
• внесении его кандидатуры в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ для наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.