Историческая школа сложилась в 1840–1890 гг. в Германии, где развитие экономической мысли шло своим путем. Этот путь объясняется своеобразными условиями социально-экономического развития страны:
– значительные пережитки феодальных отношений сдерживали формирование современной промышленности;
– на мировом рынке господствовала Англия, с которой молодая немецкая индустрия соперничать не могла;
– экономика Германии нуждалась в таможенной защите и госу-
дарственном покровительстве.
Наиболее ярким предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789–1846). Сущность его учения изложена в работе «Национальная система политической экономии» (1841).
Основные идеи Ф. Листа:
– считал, что каждой стране следует создать свою «национальную экономию» – в противоположность универсальной политической экономии классической школы. Утверждал, что хозяйство каждой страны развивается по своим собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства [19, с. 152–160];
– сформулировал свою теорию производительных сил. Производительные силы – это способность создавать богатство. Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства (как утверждала классическая школа), а степенью развития производительных сил. Состав производительных сил по Листу:
1) заводская промышленность (главная производительная сила);
2) государственные институты;
3) религия;
4) наука;
5) пресса;
6) система образования;
7) моральные установки;
8) политико-экономические реформы и др.;
– считал, что производительный труд – это любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства;
– подчеркивал необходимость исторического подхода к экономике.
В эволюции национальной экономики Лист выделял пять стадий:
1) дикость;
2) пастушескую стадию;
3) земледельческую стадию;
4) земледельческо-мануфактурную;
5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Достижение пятой стадии требует государственного покровительства или «воспитательного» протекционизма. Его цель: создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров, защита от подавления национального хозяйства более развитыми странами. Протекционизм необходим для промышленности, но не для сельского хозяйства, так как это покровительство привело бы к удорожанию сырья и нанесло бы ущерб промышленности;
– признавал активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность «laissez faire» классиков;
– считал, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свободная торговля. Политике фритредерства Ф. Лист противопоставил идею «воспитательного протекционизма»;
– признавал необходимость таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности [2, с. 305–339].
«Старая» историческая школа (1840–1850)
Основные положения теории Ф.Листа получили развитие в работах Вильгельма Рошера (1817–1894), Бруно Гильдебранда (1812–1878), Карла Книса (1821–1898).
В. Рошер утверждал, что не существует однотипных хозяйственных систем у разных наций, поэтому общей для всего мира экономической теории быть не может, есть множество национальных наук.
Основные идеи Б. Гильдебранда:
– противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации;
– предложил трехфазную схему экономического развития человечества:
1) естественное или натуральное хозяйство;
2) денежное хозяйство;
3) кредитное хозяйство.
Кредитное хозяйство – высший тип хозяйства. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. Открыты все возможности для активных людей: даже с помощью кредита можно стать предпринимателем;
– критикует А. Смита и его последователей за игнорирование влияния на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики: это оказывает огромное влияние на мотивы человеческой деятельности.
Основные идеи К. Книса:
– отвергал саму возможность существования экономической теории, так как, по его мнению, наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Экономическое развитие народов специфично и не повторяется;
– экономические явления не доступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку;
– в экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов – можно в лучшем случае говорить об аналогиях.
«Молодая» историческая школа (1870-е гг.)
Пика популярности германская экономическая наука достигла в период деятельности « молодой» исторической школы. Ее представителями являются: Густав Шмоллер (1838–1917), Карл Бюхер (1847–1930), Луйо Брентано (1848–1931).
Основные идеи Г. Шмоллера:
– соглашалсяс выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих. Условия классового мира и эффектив-
ности экономики: защита государством интересов низших классов,социальное законодательство, гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями;
– предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей» – это глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства;
– не признавал абстрактно-дедуктивный метод Д. Рикардо и анализ экономических явлений, изолированный от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции. По мнению Г. Шмоллера, политическая экономия – этическая наука;
– не считал возможным применение математики в общественных науках. Указывал, что человеческая психика – слишком сложная задача для дифференциального исчисления;
– был активным сторонником применения статистического материала в политэкономии.
Основные идеи К. Бюхера изложены в главной работе «Возникновение народного хозяйства» (1893):
– предложил обобщенную схему развития хозяйств: 1-я ступень – домашнее хозяйство: продукты потребляются там же, где произведены; 2-я ступень – городское хозяйство: продукты производятся для внешнего потребления; 3-я ступень – народное хозяйство: производитель работает на неизвестный рынок. Товары проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. Определяющую роль играет деятельность денежного капитала;
– одним из первых заметил возрастающую роль ссудного капитала, к которому причислял банковский и акционерный капитал.
Основные идеи Луи Брентано:
– экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации;
– пропагандировал теорию устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве;
– обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.