Возникла в начале ХХ в. Главные представители: Вернер Зомбарт (1863–1941), Макс Вебер (1864–1920).
Они поставили в центр своего внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма». Стали основателями новой научной дисциплины – экономической социологии.
Вернер Зомбарт – немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, ученик Г. Шмоллера.
Основные идеи В. Зомбарта –в своей основной работе «Современный капитализм» (1902) отмечал: предприниматели – это «добытчики» прибыли. В. Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
1) разбойники (участники военных походов ради добычи золота);
2) феодалы (занимающиеся коммерцией: продажа земли, шерсти);
3) государственные деятели (насаждающие торговые и промышленные компании);
4) спекулянты (оперирующие с деньгами и ценными бумагами: ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры – учредители акционерных обществ);
5) купцы;
6) ремесленники – мастера и коммерсанты в одном лице.
Главные функции предпринимателя:
|
|
– организационные;
– торговые;
– счетоводные.
Выделяет три главные формы конкуренции в современном мире:
– конкуренция эффективностью (ценовая);
– конкуренция внушением (реклама);
– конкуренция насилием (характерна для крупных компаний, направлена на стремление к монополии).
Ввел в экономическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент.
Рассматривая колебания конъюнктуры, В. Зомбарт отметил тенденцию к их сглаживанию. Основные причины сглаживания колебаний конъюнктуры:
– прогнозирование;
– рационализация денежного обращения и банковской системы;
– насыщение хозяйственного организма средствами производства и уменьшение доли благ конъюнктурного подъема;
– концентрация производства и централизация капитала в акционерных обществах, способных противостоять спаду;
– законодательное ограничение спекулятивной деятельности.
М. Вебер – немецкий социолог, историк и экономист; главная его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).
Основные идеи М. Вебера:
– вслед за Зомбартом анализировал истоки «капиталистического духа»;
– рассматривал капиталистическое общество как концентрированное выражение экономической рациональности: это не только стремление к наживе, но и профессиональный труд для получения прибыли на основе обмена, а также хозяйственный учет затрат и результатов;
– считал, что капитализм обязан своим существованием протестантской этике, для которой высшие качества – трудолюбие, скромность, честность, благотворительность;
– исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества. Религия, культурные и этические нормы выступают как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека [20, с. 252–258].