Кризисные годы депрессии 1929–1933 гг. повлекли за собой модификацию традиционной неоклассической микроэкономической теории А. Маршалла. Реалистичный взгляд на механизмы функционирования рынков и процесс формирования цен в неоклассической теории был представлен в 1930-х гг. в трудах экономистов
Э. Чемберлина (США) и Дж. Робинсон (Англия).
Эдвард Гастингс Чемберлин (1899–1967)– американский экономист, основоположник теории монополистической кон-
куренции.
Основные экономические идеи Э. Чемберлина:
– первым в экономической теории ввел понятие «монополистическая конкуренция». До этого традиционная экономическая наука считала конкуренцию и монополию взаимоисключающими понятиями, цены объяснялись либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии;
– по Э. Чемберлину, большинство экономических явлений включают и конкуренцию (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок), и монополию (покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Предприниматели, желая получать монопольную прибыль, стремятся создать товар, который хоть чем-то отличается от конкурента. Так, возникает монополия по дифференциации продукта, которая лежит в основе монополистической конкуренции;
|
|
– дифференциация продукта — это наличие в товаре (услуге) одного из продавцов (производителей) существенного отличного признака, который приводит к предоставлению преимущества при покупке продукта именно этого производителя. Виды дифференциации продукта:
1) дифференциация продукта может базироваться на определенных особенностях, различных свойствах самого продукта (фабричные марки, фирменные названия, стиль и т.д.);
2) дифференциация может существовать в отношении условий реализации и услуг, сопутствующих продаже (манера ведения дел, репутация, деловая сноровка и т.д.);
3) дифференциация продукта может быть связана с более удобным местонахождением продавца;
– пределы власти этой группы монополистов ограничены: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможно высокой эластичности спроса по цене;
– цены, по Чемберлину, не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей;
– в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товар дороже, а выпуск товаров будет меньше потенциально возможного. Поэтому имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. За данное состояние экономики монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества.
|
|
Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей.
В свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта» – затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, а издержки сбыта дополнительной продукции растут, поэтому в долгосрочном периоде избыточная прибыль отсутствует. Цена покрывает полные издержки (издержки производства и сбыта).
Джоан Робинсон (1903–1983) – самая известная в мире женщина-экономист, представительница Кембриджской школы. В 1965–1971 гг. работала профессором Кембриджского университета. В период учебы в Кембридже одним из преподавателей Дж. Робинсон был А. Маршалл, что отразилось на ее творческой деятельности в довоенный период.
Мировое признание ей принес труд «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933).
Основные экономические идеи Дж. Робинсон:
– основное внимание в ранних трудах Дж. Робинсон уделяла микроэкономическому уровню ведения хозяйства;
– обосновала собственную макроэкономическую концепцию экономического роста, проработав марксистские схемы общественного воспроизводства;
– критиковала неоклассическую теорию предельной производительности и концепцию функционального распределения доходов, сформулировала принципиальные методологические позиции левого кейнсианства;
– среди типов рыночных структур (рыночных ситуаций) проанализировала чистую монополию, монопсонию и олигополию;
– процесс ценообразования рассматривала при условии, когда каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукта (новаторство Дж. Робинсон);
– ведущий метод исследования Дж. Робинсон – частично равновесный подход к ситуациям совершенной и несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции производитель расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные расходы и цена не уравняются.При несовершенной конкуренции Дж. Робинсон доказывает, что выгодным становится сокращение объемов производства, основой которого является рост количества покупателей, вытеснение конкурентов, высокая цена возможных товаров-заменителей (субститутов);
– утверждала, что несовершенная конкуренция стимулирует специализацию, которая дает возможность реализовать экономию от масштаба производства;
– ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках;
– показала последствия ценовой дискриминации, которая:
· приводит к увеличению объема выпуска продукции и валового дохода;
· ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию;
· неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.
По мнению Робинсон, монополист – это один производитель или продавец на рынке. Используя монопольное положение, фирма может продавать по высшей цене, чем конкурирующие производители. Равновесие при условиях монополии (равенство предельного дохода и предельных расходов) приводит к высшей цене и низшему качеству предлагаемого товара, по сравнению с совершенной конкуренцией. Монополия предусматривает также дифференциацию товаров. Дополнительным условием монополизации являются размеры фирмы, которые превышают оптимальные.
Чистая монополия – это ситуация, когда одна фирма является единственным производителем (продавцом) продукта, у которого нет близких заменителей. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.п. Фирма-монополист получает полныйконтроль над ценой.
|
|
Учитывая, что монополия не только рыночное явление, но и порождение высококонцентрированного производства, Дж. Робинсон указывала на действие эффекта экономии от масштаба. С расширением производствапроисходит снижение уровня постоянных расходов на единицу продукции, которая вызывает экономию совокупных расходов фирмы.
Олигополия – рыночное состояние, которое характеризуется небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства. Особенностью олигополии является взаимозависимость между фирмами, которая определяет специфику ценообразования: формируя ценовую политику, каждая из фирм отрасли вынуждена учитывать поведение и реакцию конкурентов.
Монопсония – тип рыночной структуры, которая определяется существованием монополии единственного покупателя определенного товара.
Последствия монопсонии на рынке труда: компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки: реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего (эксплуатация труда). Факторы, противодействующие эксплуатации труда: законодательство о минимальной заработной плате; политика профсоюзов и др.
Влияние монополии Дж. Робинсон рассматривает как дилемму: эффективность или справедливость. С одной стороны, рост размеров производственной единицы в той или другой отрасли обусловливает совершенствование методов производства, а с другой, приводит к еще большей неравномерности в распределении богатства.
Дж. Робинсон, в отличие от многих западных ученых, высоко ценила достижения марксистской экономической теории.
Отсутствие в теориях Э. Чемберлина и Дж. Робинсон концепции государственной регуляции экономики является свидетельством непризнания ими его необходимости.
|
|
Теории монополистической и несовершенной конкуренции
Э. Чемберлина и Дж. Робинсон представили экономической науке реалистичные схемы функционирования рыночного механизма и процесса ценообразования, оставив неизменными другие постулаты неоклассической теории.