Вопрос 3. Виды организационных процессов

Виды организационных процессов

Вопрос 2.

1. Процессы функционирования.

2. Процессы развития.

Под функционированием понимают деятельность организации, непосредственно связанную с сохранением ее как целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией и информацией как внутри себя, так и с внешней средой

В процессе развития происходит преобразование организации и ее отдельных элементов для создания необходимых условий ее функционирования

Главная задача, которая решается в процессе функционирования – достижение организацией целей, ради которых она создавалась

Для функционирования организации необходимы подсистемы:

· производства;

· эксплуатации;

· адаптации;

· управления.

Управление – особым образом ориентированное воздействие на систему, обеспечивающее придание ей требуемых свойств или состояний.

Система управления - целостная совокупность субъекта управления (управляющая система) и объекта управления (управляемая система), связанных прямыми (ПС) и обратными (ОС) связями.

Общие функции управления организацией:

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· координация;

· контроль и регулирование.

Связующие процессы в управлении организацией:

· принятие решений;

· коммуникации (обмен информацией).

Под воздействием процесса управления формируется поведение персонала организации

Различные стороны трудового поведения людей проявляются в механизмах мотивации, групповой динамики и разрешения конфликтов

Мотивация – позиция персонала по отношению к действиям по достижению целей организации

Групповая динамика характеризует влияние группы на поведение входящих в нее людей

Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое

Организация как процесс организовывания – одна из основных функций управления

Организовать – значит, прежде всего, создать (или изменить) структуру.

Структура определяют состав, расположение и характер отношений между элементами и подсистемами организации.

Организационная структура организации отражает состав и взаимосвязи между ее подразделениями. Она представляет собой форму распределения различных видов деятельности между компонентами организации и координации деятельности этих компонентов, направленной на достижение целей организации

Организационную структуру определяют состав, расположение и характер отношений между элементами и подсистемами организации.

Организационная схема - это графическое изображение организационной структуры. Основные элементы организационной схемы:

· боксы – отражают подразделения, людей или сферы деятельности организации;

· линии – отражают связи между подразделениями и людьми.

Организационная структура может быть:

1) формальной - официальный план выполнения задач, приводящих к достижению целей организации. Формальную структуру организации создает руководитель.

2) неформальной - возникает вследствие спонтанного взаимодействия между членами организации.

Характеристики организационной структуры:

1.Сложность (характеризует степень дифференциации организационной системы на основе разделения труда по горизонтали, вертикали и по территории)

2.Охват контролем - это число людей или производственных единиц, которые находятся в подчинении одного руководителя.

3. Принципы департаментализации, на основе которых сформирована организационная структура

4.Формализация (степень использования заранее установленных правил и процедур)

5.Соотношение централизации и децентрализации (уровни, на которых принимаются управленческие решения)

Сложность организационной структуры характеризуется степенью разделения труда в организации.

Горизонтальное разделение труда (горизонтальная дифференциация) отражает степень разделения труда между отдельными единицами организации.

Она основана на специализации и конкретизации работ. Чем больше в организации различных специализированных подразделений, тем более горизонтально сложной она является.

На рисунке 4 представлена организационная структура, горизонтальная дифференциация которой равна трем: сфера производства, сфера сбыта и финансовая сфера

Рисунок 4 — Горизонтальное разделение труда

Вертикальная дифференциация (вертикальное разделение труда) связана с распределением работ по уровням иерархии в организации и служит основанием для формирования ее вертикальной структуры. Она отражает число уровней управления в организации (см. рис. 5).

Высший уровень управления Директор
 
Средний уровень управления   Начальники цехов и отделов
 
Низовой уровень управления   Мастера, бригадиры, начальники бюро
 
Рядовые работники

Рисунок 5 — Уровни управления в организации

Территориальная дифференциация характеризует степень распределения физических активов организации по различным местам, регионам (см. рис. 6)

Рисунок 6 — Территориальная дифференциация

Департаментализация – процесс деления организации на блоки (подразделения, отделы, сектора и т.п.).

Принципы департаментализации:

1. Количественный принцип - подразделения формируются по числу
людей, выполняющих один и тот же вид деятельности (например,
учебные группы).

2. Временной принцип - организация работы в зависимости от периодов времени (например, работа по сменам, «вахтовая» работа).

3. Технологический принцип - в основу создания подразделений кладется технологический процесс или его относительно законченный
элемент (применяется в производственных организациях при формировании цехов и участков).

4. Профессиональный принцип - в одном подразделении объединяются люди, имеющие одинаковую или близкую специальности и занимающиеся одним видом деятельности (например, кафедры в учебных заведениях)

5. Продуктовый принцип - подразделения формируются для изготовления продукта определенного вида или для оказания услуг определенного вида (например, отделения по производству газовых плит).

6. Функциональный принцип - деление организации на подразделения, каждое из которых имеет свою, четко определенную задачу в определенной сфере деятельности (например, бухгалтерия, плановый отдел, отдел кадров и т.п.).

7. Географический (региональный, территориальный) принцип - подразделения формируются по месту их территориального расположения (например, филиал фирмы в Липецке).

8. Департаментализация по покупателям (потребителям, рынкам) - подразделения специализируются на обслуживании определенных рынков, потребителей (например, в банке могут быть созданы самостоятельные отделения по работе с физическими и юридическими лицами).

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией

Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией

Степень централизации или децентрализации измеряется с помощью показателей:

1) число решений, принимаемых на каждом уровне управления

2) степень контроля за исполнением принятого решения

Формализация:

· отражает степень использования заранее установленных правил и процедур;

· характеризуется набором средств, используемых для ограничения свободы; выбора сотрудников в процессе их деятельности.

Формы формализации:

· формализация, связанная с содержанием труда;

· формализация, связанная с процессом труда;

· формализация поведения в организации.

Способы формализации:

· посредством отбора работников;

· использование набора правил и процедур;

· обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: