Виды организационных процессов
Вопрос 2.
1. Процессы функционирования.
2. Процессы развития.
Под функционированием понимают деятельность организации, непосредственно связанную с сохранением ее как целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией и информацией как внутри себя, так и с внешней средой
В процессе развития происходит преобразование организации и ее отдельных элементов для создания необходимых условий ее функционирования
Главная задача, которая решается в процессе функционирования – достижение организацией целей, ради которых она создавалась
Для функционирования организации необходимы подсистемы:
· производства;
· эксплуатации;
· адаптации;
· управления.
Управление – особым образом ориентированное воздействие на систему, обеспечивающее придание ей требуемых свойств или состояний.
Система управления - целостная совокупность субъекта управления (управляющая система) и объекта управления (управляемая система), связанных прямыми (ПС) и обратными (ОС) связями.
|
|
Общие функции управления организацией:
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· координация;
· контроль и регулирование.
Связующие процессы в управлении организацией:
· принятие решений;
· коммуникации (обмен информацией).
Под воздействием процесса управления формируется поведение персонала организации
Различные стороны трудового поведения людей проявляются в механизмах мотивации, групповой динамики и разрешения конфликтов
Мотивация – позиция персонала по отношению к действиям по достижению целей организации
Групповая динамика характеризует влияние группы на поведение входящих в нее людей
Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое
Организация как процесс организовывания – одна из основных функций управления
Организовать – значит, прежде всего, создать (или изменить) структуру.
Структура определяют состав, расположение и характер отношений между элементами и подсистемами организации.
Организационная структура организации отражает состав и взаимосвязи между ее подразделениями. Она представляет собой форму распределения различных видов деятельности между компонентами организации и координации деятельности этих компонентов, направленной на достижение целей организации
Организационную структуру определяют состав, расположение и характер отношений между элементами и подсистемами организации.
Организационная схема - это графическое изображение организационной структуры. Основные элементы организационной схемы:
|
|
· боксы – отражают подразделения, людей или сферы деятельности организации;
· линии – отражают связи между подразделениями и людьми.
Организационная структура может быть:
1) формальной - официальный план выполнения задач, приводящих к достижению целей организации. Формальную структуру организации создает руководитель.
2) неформальной - возникает вследствие спонтанного взаимодействия между членами организации.
Характеристики организационной структуры:
1.Сложность (характеризует степень дифференциации организационной системы на основе разделения труда по горизонтали, вертикали и по территории)
2.Охват контролем - это число людей или производственных единиц, которые находятся в подчинении одного руководителя.
3. Принципы департаментализации, на основе которых сформирована организационная структура
4.Формализация (степень использования заранее установленных правил и процедур)
5.Соотношение централизации и децентрализации (уровни, на которых принимаются управленческие решения)
Сложность организационной структуры характеризуется степенью разделения труда в организации.
Горизонтальное разделение труда (горизонтальная дифференциация) отражает степень разделения труда между отдельными единицами организации.
Она основана на специализации и конкретизации работ. Чем больше в организации различных специализированных подразделений, тем более горизонтально сложной она является.
На рисунке 4 представлена организационная структура, горизонтальная дифференциация которой равна трем: сфера производства, сфера сбыта и финансовая сфера
Рисунок 4 — Горизонтальное разделение труда
Вертикальная дифференциация (вертикальное разделение труда) связана с распределением работ по уровням иерархии в организации и служит основанием для формирования ее вертикальной структуры. Она отражает число уровней управления в организации (см. рис. 5).
Высший уровень управления | Директор | |
Средний уровень управления | Начальники цехов и отделов | |
Низовой уровень управления | Мастера, бригадиры, начальники бюро | |
Рядовые работники |
Рисунок 5 — Уровни управления в организации
Территориальная дифференциация характеризует степень распределения физических активов организации по различным местам, регионам (см. рис. 6)
Рисунок 6 — Территориальная дифференциация
Департаментализация – процесс деления организации на блоки (подразделения, отделы, сектора и т.п.).
Принципы департаментализации:
1. Количественный принцип - подразделения формируются по числу
людей, выполняющих один и тот же вид деятельности (например,
учебные группы).
2. Временной принцип - организация работы в зависимости от периодов времени (например, работа по сменам, «вахтовая» работа).
3. Технологический принцип - в основу создания подразделений кладется технологический процесс или его относительно законченный
элемент (применяется в производственных организациях при формировании цехов и участков).
4. Профессиональный принцип - в одном подразделении объединяются люди, имеющие одинаковую или близкую специальности и занимающиеся одним видом деятельности (например, кафедры в учебных заведениях)
5. Продуктовый принцип - подразделения формируются для изготовления продукта определенного вида или для оказания услуг определенного вида (например, отделения по производству газовых плит).
6. Функциональный принцип - деление организации на подразделения, каждое из которых имеет свою, четко определенную задачу в определенной сфере деятельности (например, бухгалтерия, плановый отдел, отдел кадров и т.п.).
|
|
7. Географический (региональный, территориальный) принцип - подразделения формируются по месту их территориального расположения (например, филиал фирмы в Липецке).
8. Департаментализация по покупателям (потребителям, рынкам) - подразделения специализируются на обслуживании определенных рынков, потребителей (например, в банке могут быть созданы самостоятельные отделения по работе с физическими и юридическими лицами).
Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией
Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией
Степень централизации или децентрализации измеряется с помощью показателей:
1) число решений, принимаемых на каждом уровне управления
2) степень контроля за исполнением принятого решения
Формализация:
· отражает степень использования заранее установленных правил и процедур;
· характеризуется набором средств, используемых для ограничения свободы; выбора сотрудников в процессе их деятельности.
Формы формализации:
· формализация, связанная с содержанием труда;
· формализация, связанная с процессом труда;
· формализация поведения в организации.
Способы формализации:
· посредством отбора работников;
· использование набора правил и процедур;
· обучение.