Территориальная организация системы межселенного
Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений или систем населенных пунктов, объединенные общностью выполняемых функций, объективно складываются или целенаправленно формируются в системы межселенного и внутриселенного обслуживания. Система общественного обслуживания - упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Объекты, входящие в системы обслуживания в процессе их целенаправленного развития преобразуются в иерархически взаимосвязанные комплексы обслуживания различного уровня и типа.
Система межселенного общественного обслуживания. Системы межселенного обслуживания целенаправленно формируются для поиска оптимальных пространственных форм удовлетворения нужд населения в общественных услугах (см. ранее на рис.2.3). Общественное обслуживание на межселенном уровне, как и на городском, обеспечивается за счет предоставления населению требуемого состава услуг и минимизации затрат времени на передвижение к местам их получения.
|
|
Разнообразие типов систем обслуживания на межселенном уровне обусловлено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, а также демографическими, экономическими, ландшафтными условиями, административно-территориальным устройством. Одним из способов достижения целей межселенного обслуживания является учет характера потребностей, частоты пользования услугами населения всех населенных пунктов страны и выделение на этой основе объектов повседневного, периодического и эпизодического спроса, а также установление оптимальной доступности объектов.
Системы межселенного обслуживания целенаправленно формируются на национальном, региональном и местном уровнях. Однако зоны обслуживания поселений - центров сложившейся административно-территориального деления не всегда оптимальны. Это вызвало необходимость в проектных разработках выдвигать предложения по формированию дополнительных поселений - центров, которые в единой иерархической системе опорных центров расселения призваны обеспечить необходимый уровень услуг для жителей центра и для населения зоны тяготения.
В работах по территориальной планировке была сформирована иерархическая система межселенного обслуживания, где на каждом следующем, более высоком уровне обеспечивается восполнение недостающих на предыдущем уровне функций при оптимальных затратах времени на получение услуг (рис.7.2).
Иерархия центров межселенного обслуживания. Опорным центром обслуживания местного уровня является районный центр. Доступность к размещенному здесь комплексу стандартного обслуживания и периодического спроса определяется в среднем в течении 1 часа. Учитывая различную площадь и конфигурацию административных районов, а также не всегда геометрически центральное положение районного центра, в качестве подцентров обслуживания местного уровня выступают другие городские поселки и крупные села. В них размещаются комплексы стандартного обслуживания повседневного и частичного периодического спроса в радиусе доступности до 30 минут. Например, такими центрами в Воложинском районе Минской области являются Раков, Ивенец, Вишнево.
|
|
Региональный (областной) центр призван обеспечивать население подведомственной территории стандартным обслуживанием эпизодического спроса при оптимальной временной доступности центра 2-2,5 часа. В качестве подцентров регионального уровня выступают сложившиеся межрайонные центры, обладающие достаточно высоким социально-экономическим потенциалом и призванные обеспечивать население стандартными услугами периодического и неполного эпизодического спроса. Такими городами являются Полоцк, Орша, Борисов, Барановичи, Бобруйск, Пинок, Мозырь, Лида и другие.
В столице, г. Минске, формируется центр обслуживания национального уровня.
Особенности организации обслуживания городского и сельского населения. При советской власти была создана довольно развитая система обслуживания, которая охватывала все городские и значительную часть сельских поселений. Практически все объекты функционировали как межселенные, то есть обслуживали не только жителей данного населенного места, но и населения в зоне влияния поселений. При этом, выполнение услуг, которые требовали высококвалифицированных кадров и сложного технологического оборудования, как правило, возлагалось на наиболее крупные объекты областного и районного центров. В малых поселениях и когда требовалось приблизить услуги к населению, действовала широкая сеть рядовых объектов (приемных пунктов) со стационарными и мобильными формами обслуживания.
К настоящему времени больших перемен в межселенном обслуживании населения не отмечается. Только в сельской местности из-за оттока населения наблюдаются сложности в функционировании различных сфер обслуживания, таких как воспитание, образование, культура и другие. Ввиду малолюдности большей части сельских поселений приходится создавать малокомплектные школы, да еще на значительном расстоянии от деревень.
Новые формы межселенного обслуживания появились в городах. Там, где скапливаются большие миграционные потоки, в основном в транспортных узлах, началось формирование комплексных транспортно-обслуживающих центров по обслуживанию населения и транзитных пассажиров.