ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка специалистов в области обеспечения и эффективного функционирования и развития морских портов обеспечивается циклом учебных дисциплин, представленных во взаимосвязи на следующей схеме:
Как видно из приведенной схемы, дисциплина «Основы Управления Портами» обеспечивает начальный этап подготовки будущих менеджеров морского транспорта. Эта дисциплина относится к числу профилирующих курсов специальности «Транспортных технологий». Она дает целостное представление об основах производственно – экономической деятельности на языке рыночной экономико – портовом бизнесе и организации управления этой деятельностью. Рассматриваемые в дисциплине проблемы изучаются затем подробно в пунктах: «Организация портового производства», «Внутрипортовое операционное управление» и «Проблемы портовой конкуренции».
Объектом изучения дисциплины является процесс осуществления портовой деятельностью (портового бизнеса).
Предметом изучения дисциплины является механизм обеспечения реализации этого процесса.
|
|
Целью изучения дисциплины является познание принципов, методов и технологий системной активизации портовой деятельности.
В содержательном плане дисциплина основывается на исходных и производственных категориях транспортной теории, а её формальные аспекты раскрываются с использованием понятийного аппарата общеметодологических наук – кибернетики, теории систем, системного анализа, менеджмента, маркетинга, теории конкуренции и других наук.
Дисциплина «ОУП» в единстве с упомянутыми обобщающими курсами начала свое развитие в составе комплексного учения, которое изначально (1930 –ые гг) получила в нашей бывшей стране название «Эксплуатация портов». Спустя 40 лет в результате стремительного распространения кибернетических наук термин «эксплуатация» был вытеснен термином «управление», что привело к изменению и названия учения. Оно стало именоваться «Управление портами» («Внутрипортовое управление»), а ещё через 20 лет, когда наш лексикон, в том числе и учебно-научный, заполняется иностранными языками, название трансформировалось в свой англоязычный эквивалент – «Портовый менеджмент». В настоящее время все 3 названия сосуществуют в нашей стране в качестве однопорядковых понятий, при этом чаще употребляется термин «УП».
Уместно отметить, что на пути интеграции Украины в ЕС придется перейти на общие стандарты ЕС во всех сферах деятельности, включая и «Портовый менеджмент». При ознакомлении с зарубежными публикациями обнаруживается, что ни в Европе, ни в мире а целом до сих пор не выработано единообразных подходов к толкованию понятия управления портовой деятельностью. Эта область знания и профессиональная деятельность не имеет общепринятого на западе названия. Так, в англоязычных странах за ней закрепляется название «Terotechnology» - технология использования техники. В странах с иным языком её называют «Exploitation engineering» - эксплуатация техники.
|
|
Остается гадать, какое из этих названий станет стандартом ЕС.
Изучаемые в дисциплине «Основы управления портами» проблемы рассматриваются в привязке и морскому сектору портовой системы нашей страны, в состав которого в настоящее время входит 18 портов:
1. Белгород – Днестровск
2. Бердянский
3. Евпаторийский
4. Измаильский
5. Ильичевский
6. Керченский
7. Мариупольский
8. Николаевский
9. Одесский
10. Октябрьский
11. Ренийский
12. Севастопольский
13. Скадовский
14. Усть – Дунайский
15. Феодосийский
16. Херсонский
17. Южный
18. Ялтенский
И 19 портовых пунктов подведомственных Министерству Транспорта и Связи Украины.
Кроме того к нему относят также постоянно возрастающее число грузовых терминалов (перегрузочных комплексов, принадлежащих предприятиям других министерств и ведомств, а также частным лицам).
Перечисленные порты распределены равномерно по морской границе нашей страны по Черному и Азовскому морям и в устьях зонах рек Южный Буг, Дунай, Днепр.
К портам тяготеет значительная часть территории Украины. Её промышленные и аграрные регионы, при этом большинство портов является одновременно и базовыми предприятиями мультимодальных транспортных узлов.