Раздел №1
Производственно – экономическая характеристика порта.
1.1. Назначение и функции порта.
В литературе по истории транспорта (морского) отмечается, что термин «порт» имеет двоякое происхождение.
От слов «porte» (франц.) и «porta» (лат.), которые переводятся на русский язык как «дверь», «ворота», «вход», «врата».
«Port» (франц.) и «portus» (лат.), означающих на русском языке «гавань» (от голландского «haven»), «пристань».
Первое толкование возникло в период зарождения прибрежного мореплавания (7-5 вв до н.э.). Именно в те времена при непогоде на море суда искали укрытие в естественно-защищенных от морской стихии заливах, лиманах и устьях рек. Такие убежища суда попадали из открытого моря через устья протоки Гирланд, которые метафорически именовались входами, дверями и тому подобное. Второе толкование исходит из того, что убежище для судов со временем стали регулярно использоваться также для их разгрузки – загрузки и экипировки в очередной рейс.
В итоге в I веке нашей эры:
Береговые зоны корабельных убежищ начали превращаться в оборудованные набережные, которые явились основой технического обеспечения производящего процесса порта.
|
|
Именно такого типа набережные вместе с морскими проходами к ним стали именоваться портами в современном толковании этого понятия.
В транспортной науке и учебных дисциплинах порты рассматриваются в 2 аспектах:
ü Как технические (инженерные)
ü Производственно- экономические системы.
В дисциплине «Основы управления» внимание сосредотачивается на 2-ом аспекте, то есть на производственно – экономической деятельности или как отмечалось в введении Портовом бизнесе.
Последнее обстоятельство обуславливает необходимость рассмотрение порта в качестве низовых предприятий одновременно двух сфер: производственной и инфраструктурной. В первом случае порты выставляют как предприятие, создающее продукцию в виде перемещения грузов в пределах портовой территории и акватории. Во втором случае порты, реализуя этот процесс, в ходе загрузки – разгрузки судов действует как инфраструктурные организации, предоставляющие своей клиентуре в лице груза и судовладельца разнообразные услуги в форме физических и информационных операций, сопутствующих процессов прохождения грузов через порт приема – отправления и загрузки – разгрузки судов. В обоях случаях результатом портовой деятельности является в понятиях маркетинга производство и реализация (продажа) товара в форме продукции – услуг, что и служит основанием для отнесения деятельности портов к производственному бизнесу. Из выше изложенного вытекает, что именно портовым бизнесом определяется смысл существования порта, а также и микроэкономических функций.
|
|
В настоящее время характеристиками для порта являются следующие микроэкономические функции:
1. начального – конечного звена морской транспортировки грузов, загрузка судов в портах отправления и разгрузка их в портах назначения;
2. грузоперевалочного пункта (передача грузов с морских судов на подвижной состав смежных видов транспорта или в обратном направлении);
3. ключевого звена мультимодального транспортного узла, как компьютерной системы обеспечения, согласованной работы низовых предприятий различных видов транспорта;
4. сервисного предприятия предоставление разнообразных услуг клиентуре;
5. распределительного центра (переформирование грузовых потоков, партий и отправок грузов по направлениям и маршрутам их транспортировке).
Макроэкономические функции порта:
1. Финансово-валютная (вклад доходов порта в платежный баланс страны, пополнение её валютного фонда). Доля портов в формировании ВНП от оказания ими только транспортных услуг относительно не велика (Франция = 1,6 %, Бельгия = 3,5 %) но с учетом всех других видов деятельности доля портов в ВНП значительно выше (порт Роттердам = 13%). Порты также являются важным источником поступлений в валютный баланс страны (Доля Японских портов = 40%, Испанских = 60%).
2. Содействие социально – экономическому развитию прилегающих к портам регионов (организация рабочих мест в портах, создание предпосылок для развития сервисного комплекса предприятий и организаций в сфере обращения и также промышленных предприятий, нуждающихся в завозе сырья и вывозе готовой продукции).
3. Политическая (обеспечение независимости торгового оборота страны, влияние на зависимые страны).
4. Военная функция (непосредственное участие в случае войны в осуществлении военных сообщений).
Кроме того, принято выделять также специфические функции портов, в частности:
ü Защитную (предоставление акватории судам при непогоде на море и аварийных ситуациях).
ü Ремонтная (обеспечение места стоянки и предоставление технических средств для мелкого ремонта судов).
Перечисленные функции и их производственно – экономические характеристики являются основой классификации портов в масштабах мира, континентов, регионов и отдельных стран.
Во всех вариантах классификаций в качестве интегральной характеристики портов обычно рассматривают грузовой грузооборот, то есть объем грузоперевалки физический тонн за год (навигацию), учитываемых как по всей номенклатуре переваливаемых грузов, так и по их отдельным категориям и наименованиям, в частности по континентам.
При этом выделяют 4 классификационные категории портов:
ü Внекатегорийные (порты – гиганты, Суперпорты)
ü Порты I, II, III категорий или соответственно: крупные, средние и малые порты. (Шанхай – крупный – 537 млн.т., Сингапур, Роттердам – 385 млн.т., Нью-Йорк – 85 млн.т.
Показатели портовой системы Украины:
Порты | Годы тыс.т. | |
1. Бердянский | 2501,8 | 2604,0 |
2. Керченский | 4911,6 | 4293,0 |
3. Мариупольский | 15961,0 | |
4. Николаевский | 7591,9 | 9254,5 |
5. Одесский | 31368,6 | 34562,2 |
6. Ренийский | 2887,4 | 3448,4 |
7. Октябрьский | 2231,4 | 2460,2 |
8. Усть – Дунайский | 75,4 | 226,3 |
9. Феодосийский | 2164,5 | 2694,8 |
10. Херсонский | 3855,9 | 4268,0 |
11. Южный | 21500,1 | 21697,9 |
12. Евпаторийский | 1479,8 | 2053,0 |
13. Измаильский | 6874,5 | 6880,8 |
14. Ильичевский | 16034,3 | 18904,0 |
15. Другие порты | 2856,7 | 2873,3 |
16. Всего | 123737,2 | 132181,4 |
В заключение заметим: действует другой вариант разбивки портов на категории – тарифная классификация портов. В этом случае основой классификации является условие осуществления грузоперевалки и адекватной им уровень аккордной ставки за перевалку 1 тонны груза.
|
|
Семь групп портов (речные и морские):
1. Ильичевск, Одесса, Южный
2. Днепробугский, Николаевский, Херсонский
3. Евпоторийский, Скадовский, Ялтенский
4. Бердянский, Керченский, Мариупольский, Севастопольский, Феодосийский
5. Белгород – Днестровский, Измаильский, Ренийский
6. Усть – Дунайский
7. Днепропетровский, Запорожский, Киевский, Кременчугский, Николаевский (речной), Херсонский (речной), Черниговский.