Организация работы маршрутных автобусов
Ежедневный выпуск автобусов на линию осуществляется на основании:
1. утвержденного расписания
2. месячного графика выпуска
3. суточного наряда выпуска автобусов по маршрутам
Транспортная документация:
1. рабочее расписание движения автобусов
2. путевой лист
3. билеты, проездные
4. кондукторская ведомость
Выпуск осуществляет дежурный механик КПП, на основании графика-выпуска.
Основные принципы при организации маршрутных автобусов:
1. соблюдение правил дорожного движения
2. соблюдение правил безопасности перевозок пассажиров
3. соблюдение интервалов движения по всему маршруту
4. движение должно быть регулярным, без нарушения расписания.
Чтобы достигнуть высокой регулярности движения и строго выдерживать установленный интервал движения необходимо:
1. установить дифференцированные нормы времени рейса автобуса по часам суток
2. расписание движение привести в соответствие с колебаниями пассажиропотока
3. установить более совершенную форму контроля и регулирования движения маршрутных автобусов
|
|
4. ликвидировать случаи схода автобуса с линии по технической неисправности
Формы движения автобусов по маршрутам:
- обычные (ровный пассажиропоток)
- полуэкспрессная (при неравномерности пассажиропотока по длине маршрута)
- экспрессная (подвозящие от начального до конечного пункта без остановок)
- по укороченному участку маршрута (организуют при необходимости увеличения частоты движения автобусов на определенном участке маршрута в случае увеличения пассажиронапряженности).
В часы “пик” движение автобусов может быть организовано по системе спаренных рейсов (групповое движение). Эта система предусматривает одновременное движение 2-х автобусов или группы автобусов по единому расписанию без интервала по времени.
Целью организации группового движения автобусов является повышение пропускной способности остановочных пунктов и провозной возможности автобусного маршрута в случаях, когда обычный режим движения приводит к снижению эффективности работы и качества обслуживания пассажиров.
Максимальная возможная пропускная способность при одиночном движении
Фактическая пропускная способность при одиночном движении
Фактическая пропускная способность при групповом движении
рис. Пропускная способность остановочного пункта за время t
где I – минимальный интервал, определяющий пропускную способность остановочного пункта;
Iф1…Iф13 – фактические интервалы движения при одиночной работе автобуса;
|
|
i – интервал между первым и последним автобусом в группе;
τ – интервал между соседними автобусами, определяющийся по условию безопасности движения;
Iгр – фактический интервал между группами автобусов.
Повышение пропускной способности остановочного пункта при групповом движении достигается следующим образом: при обычной организации движения расчетный интервал I может нарушаться под действием различных факторов, это приводит к появлению интервала больше или меньше расчетного. При малых интервалах образуются очереди автобусов в ожидании возможности подъезда к остановочному пункту. Любое увеличение фактического интервала по сравнению с расчетным приводит к тому, что за определенный отрезок времени фактическая пропускная способность остановочного пункта будет ниже расчетной. Эффект при организации группового движения достигается за счет того, что в пределах группы автобусы движутся на дистанции, определяемой безопасностью, благодаря чему расчетный интервал между группами автобусов возрастает пропорционально по числу автобусов в группе, поэтому групповое движение становится эффективным при достижении расчетным интервалом критического значения.
Факторами, определяющими целесообразную сферу применения группового движения, являются плановый интервал движения и регулярность движения.
При 1,5>I групповое движение эффективно в любых случаях. При I>5 переход на групповое движение не целесообразен из-за возрастания расчетного интервала до 10 мин и более, что существенно влияет на качество транспортного обслуживания.
Если расчетный интервал движения находится в пределах Iкр=1,5≤I≤Iпр=5, то при решении вопросов о целесообразности введения группового движения необходимо принимать во внимание регулярность движения.
С повышением регулярности движения сфера применения группового движения сужается. При переходе на групповое движение регулярность каждого автобуса в группе учитывают по единому для всех автобусов расписанию движения.