Состав и динамика показателей прибыли за 2 года представлены в табл. 2.33. Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации товарной продукции возросла на 709512,38 тыс. руб., т.е. на 17,37 %, и составила в отчетном году 4793866,21 тыс. руб. Прибыль до налогообложения снизилась на 61316,62 тыс. руб. и составила в отчетном году 1549750,21 тыс. руб.
Это явилось результатом действия следующих факторов:
1. Прибыль от реализации товарной продукции возросла на 53889,38 тыс. руб., т.е. на 2,87%, и составила 1933170,21 тыс. руб. Это произошло благодаря увеличению выручки от реализации на 747621,99 тыс. руб., т.е. на 18,76%, в том числе за счет: увеличения объема добычи в 2002 году на 40,243 тыс. тонн, и увеличения цены одной тонны на 358,1 руб.;
2. Себестоимость товарной продукции увеличилась на 29,7%, т.е. на 655623 тыс. руб. и составила в отчетном году 2860696 тыс. руб. Увеличение затрат на производство связано как с удорожанием стоимости топливно-энергетических ресурсов, материалов и услуг, так и со значительным увеличением объемов выполняемых работ.
|
|
3. Произошло увеличение убытка от прочей реализации на 32740 тыс. руб.
4. Коммерческие расходы существенно снизились (на 92,4%), что, безусловно, положительно повлияло на размер полученной балансовой прибыли.
5. Произошло увеличение прочих операционных и внереализационных расходов.
Показатели рентабельность товарной продукции и рентабельности продаж снизилась на 20,99% и 18,05% соответственно.
Рассмотрим методику факторного анализа прибыли от реализации продукции. Именно прибыль от реализации продукции представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и обращения. Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).
Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.
Основную часть прибыли получает от реализации (табл. 14)
|
|
Таблица 14
Состав и динамика показателей прибыли, тыс. руб.
Показатель | Предыду-щий год | Отчетный год | Отклоне ние (+, -) | Темп роста % |
1. Выручка от реализации товарной продукции | 4084353,83 | 4793866,21 | 709512,38 | 117,37 |
2. Полная себестоимость товарной продукции | 129,7 | |||
3. Прибыль от реализации товарной продукции | 1879280,83 | 1933170,21 | 53889,38 | 102,87 |
в том числе: выручка от реализации | 3985302,13 | 4732924,12 | 747621,99 | 118,76 |
полная себестоимость | 2142138,56 | 2817568,72 | 675430,16 | 131,5 |
прибыль от реализации т | 1843163,57 | 1913553,56 | 70389,99 | 103,82 |
4. Выручка от прочей реализации | 112,6 | |||
5. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 120,8 | |||
6. Прибыль (убыток) от прочей реализации | -39321 | -72061 | -32740 | - |
7. Коммерческие расходы (по ф.№2) | -5377 | 7,6 | ||
8. Прибыль от реализации | 1834137,83 | 1860664,21 | 26526,38 | 101,45 |
9. Прочие операционные доходы | -20691 | 47,7 | ||
10. Прочие операционные расходы | -15540 | 93,3 | ||
11. Внереализационные доходы | 215,7 | |||
12. Внереализационные расходы | 263,3 | |||
13. Прибыль до налогообложения | 1611066,83 | 1549750,21 | -61316,62 | 96,19 |
14. Налог на прибыль (24%) | 386656,04 | 371940,05 | -14715,99 | 96,19 |
15. Чистая прибыль | 1224410,79 | 1177810,16 | -46600,63 | 96,19 |
16. Рентабельность товарной продукции, % | 52,11 | 41,17 | -10,94 | 79,01 |
17. Рентабельность продаж, % | 29,98 | 24,57 | -5,41 | 81,95 |