Образование. Региональная поддержка инвалидов

Региональная поддержка инвалидов

Закон принят 8.10.2007 года. В Питере дополнительные пособия инвалидам, льготы. Вторым направлением реабилитации является приспособление окружающей среды. В законе о соцзащите инвалидов – создание условий, при которых инвалиды имели бы беспрепятственный доступ к информации. Первое направление – выпуск литературы для инвалидов по зрению. Может быть крупный шрифт или издание по Брайлю. Касается и учебной литературы. Приобретение этих изданий – за счет средств субъектов и ОМСУ. Третье – услуги по сурдопереводу за счет бюджета. Субтитрование и сурдоперевод теле и видеопродукции. Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Запрет на планировку и застройку населенных пунктов без учета потребностей инвалидов. В сфере трудоустройства. Если инвалид имеет ограничение не третьей степени, то в качестве реабилитационного мероприятия возможность трудоустройства. Может быть связано с особым режимом работы, адаптацией, с характером труда. Специальные мероприятия не только в том, что они относятся к числу лиц, заинтересованных в поиске работы. Квотирование рабочих мест. Специальный перечень профессий и должностей, на которые инвалиды принимаются преимущественно. Простые виды труда. ТК устанавливает сокращенное рабочее время, право на работу в ночное время и командировку только с согласия инвалида. На отпуск без сохранения з/п до 60 дней. Родители ребенка-инвалида имеют право на неполное рабочее время и дополнительный выходной день. Некоторые категории инвалидов имеют преимущественное право оставления на работе. В отношении ребенка-инвалида запрет на увольнение одинокой матери. Материальное обеспечение инвалидов: пенсии по инвалидности, компенсационные выплаты. Ежемесячная денежная выплата, заменившая натуральные льготы, социально-бытовое обслуживание – стационарно, полустационарно, на дому. Расходы несут субъекты. Если осуществляется в интересах лица, пострадавшего на производстве, соответствующие расходы компенсируются ФСС. Сумма небольшая, в остальной части компенсируются причинителем вреда.

Равные права имеют все. Начальное образование является бесплатным и обязанность на родителях. Постановление КС от 15 мая 2006 года №5-П. Доступность образования: запрет дискриминации, родной язык, бесплатность, преемственность, разнообразие форм, развитие системы.

Образовательная программа. Делятся по уровням: общеобразовательные, профессиональные, профподготовки. Они делятся на основные и дополнительные. Основные – выдачей документа, а дополнительные – на базе основных. 3 последовательных уровня. Переход к каждому следующему возможен только последовательно. В рамках высшего профобразования еще и внутренние уровни. Освоение каждой последующей образовательной программы базируется на освоении предыдущей. Ст. 12 по формам собственности и по типам. Тип связан с уровнем образовательной программы. Образовательные учреждения более низкого уровня могут реализовать программу более высокого уровня. В каждом типе еще и виды. Для каждого типа установлены типовые положения. Приобретает статус образовательного учреждения в случае получения лицензии. Аккредитация – образовательные учреждения признаются соответствующими требованиям.

Ч.2 ст.43КРФ и ч. 3 ст.5 закона, расхождение. КРФ говорит о праве на бесплатное общее, а закон его делит на уровни. Бесплатность вся совокупность уровней. КРФ относит к бесплатному еще и среднее профессиональное. Закон говорит, что среднее проф бесплатно на конкурсной основе. Определение КС от 5.10.2001 №187-О. Отказное. О получении высшего проф образования не впервые. КРФ, и законодательство, говоря о возможности получения образования, связывают возможность получения бесплатно лишь впервые. Дает право на обучение по сокращенной образовательной программе. При зачислении встает вопрос о том, может ли она быть реализована, если уже получено, но на платной основе. Пересдача отрицательной оценки за плату не допускается, т.к. услуга образовательная завершена тогда, когда получен аттестат. Пересдача положительной оценки – допуслуга, можно за оплату. Исполнитель может отказаться от договора при возмещении убытков и письменного согласия студента.

Принцип запрета дискриминации в сфере образования. Дискриминация при приеме и в процессе обучения. Есть 3 способа: общий прием, в конкурсном порядке, в специальном порядке. Общий порядок установлен в отношении дошкольного образования, общего, начального. Общий порядок должен обеспечить прием ВСЕХ граждан. Главная идея – порядок зачисления определяется учредителями. В отношении дошкольного образования действует типовое положение, утверждено 27.10.11. Закрепляет то, что порядок комплектования определяется учредителем и закрепляется в уставе. Описывает только технологию. Процедура основана на дефиците мест в детсадах. П. 11 устанавливает право на зачисление вне очереди. Общее образование. Раньше право за учредителем было полностью. С 15 февраля порядок утвержден. Общие положения, которые детализируется каждый учредителем в правилах. Распространяется на все виды учреждений. Главная идея в том, что в соответствии с п. 1.1 правила приема должны обеспечить прием всех граждан. Преимущественно проживающим в соответствующем округе. Определение ВС от 15.06.2011. Предмет рассмотрения – закон Москвы об общем образовании. Норма закрепляла право первоочередного зачисления детей, проживающих в домах непосредственной близости. ВС признал эту норму правомерной. Прямой запрет вступительных испытаний. Исключение сделано деликатно. В отношении тех учреждений, которые реализуют образовательные программы, связанные с особыми способностями. Можно вводить механизм выявления способностей. И если образовательная программа углубленного или профильного уровня. Исключается при записи в первый класс. Только можно класс сформировать по этим экзаменам. В отношении среднего и высшего профессионального образования вводится конкурсный порядок. Проверка готовности освоения этой программы.

Право обучения на родном языке. У нас есть еще государственные языки республик. С этой точки зрения статус языков различается. Сложно реализуемо изучение родного языка. Ст. 6 –получение основного образования на родном языке, выбор языка и изучение родного языка. Они связаны с ограниченными возможностями образования. Гарантии изучения родного языка закреплены в законе о языках народов РФ. Обязанность по созданию соответствующих структур ни на кого конкретно не возложена. Вторая гарантия в законе о национально-культурной автономии. Там право создания негосударственных образовательных учреждений. Проблема – сохранение русского языка у соотечественников за рубежом. В отношении субъектов – право субъектов РФ. Постановление КС РФ от 16.11.2004 – определена цель изучения. Равные объемы татарского и русского языка в образовательных учреждениях – оспаривалась конституционность. Позиция КС: цель изучения государственных языков – имеет равное значение с русским языком в субъекте. Государственное общение осуществляется и на русском, и на втором государственном языке. Изучение такого языка может создать условия для общения и на государственном уровне. С точки зрения стандарта – право субъекта вводить изучение второго государственного языка признано конституционным и не должно нарушать стандарт. К реализации законоположения об изучении татарского языка необходим дифференцированный подход. Необходимость соблюдения государственных стандартов, что обеспечивает равенство жителей разных субъектов РФ.

Формы получения образования: ст. 10 Закона об образовании: в образовательном учреждении, семейное, экстернат, самообучение. Экстернат – самообразование с прохождением аттестации в учреждении. Может касаться общего и профессионального образования. Лица зачисляются в образовательные учреждения на эту форму обучения. Они имеют право на аттестацию, включая государственную аттестацию. Установлены ограничения постановлением Правительства. Касаются и очной, и очно-заочной формы. Семейное образование касается только общего образования и заключается в получении ребенком образования в семье. Гарантии реализации права на семейное образование разнородные. Выбор – права родителей. Причем это право ничем не ограничено. Чаще всего мотивы связаны либо с особенностями ребенка. Образовательное учреждение теоретически обязано, а что обязано? Обязано принять ребенка на аттестацию на любом этапе обучения, в том числе и в форме ЕГЭ. При обучении на дому должны быть обеспечены требования обязательного государственного стандарта. Их право на обучение на дому сопряжено с обязанностью его обеспечить. Сами родители или иные лица. Специальные гарантии установлены для детей-инвалидов. С 2005 региональное регулирование тех вопросов. Право реализуется на основании медицинского заключения. Федеральная норма. Порядок предоставления устанавливается субъектом. С 1.01.2013 вступает в силу Социальный кодекс. В качестве мер социальной поддержки предусматриваются две такие меры: право обучения на дому и компенсация затрат на домашнее обучение. Не все субъекты установили это регулирование. Это к вопросу о бесплатности образования. Может быть реализовано если обучение осуществляется в образовательном учреждении. Право на домашнее обучение предусмотрено детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Право на обучение в образовательном учреждении – инклюзивное обучение. В отношении детей-инвалидов сложно реализовать. Компенсация затрат родителей на обучение. Общий принцип – они компенсируются по нормативам финансирования образовательных учреждений. Распоряжение комитета… Объем учебной нагрузки определяется социальным кодексом. Колеблется от 8 до 12 часов в неделю. Компенсируется в пределах норматива – от 10 до 12 часов в неделю в зависимости от часа.

Гарантии реализации права на образование. Стандартизация, контроль за условиями образовательных программ, государственный контроль качества. Гособразовательные стандарты являются федеральными. На уровне РФ устанавливается 3 типа – федеральные – общее и профессиональное, самостоятельно устанавливаемые стандарты. Закон об образовании предоставляет такое право исследовательским университетам, а также иным, устанавливаемым указом Президента. Собственные стандарты не должны снижать общие требования. Специальные образовательные стандарты – для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Касаются общего образования. Поскольку эти специальные стандарты устанавливаются с учетом особенностей, но устанавливают требования ниже федерального. Реализуются в специальных учреждениях коррекционного типа. Определение КС от 21.10.2008 7108-ОО. Отучился 6 лет в коррекции, а в школу в 7 не взяли. КС указал, что специальные образовательные программы – не ущемление прав лиц с ограниченными возможностями, а дополнительные гарантии для лиц. При отсутствии специальных программ их образование бы было им недоступно. Процедура аккредитации связана с контролем качества. Факт аккредитации дает право на осуществление деятельности, связанной с выдачей документов. Филиалы лицензируются отдельно. Контроль качества образования. Итоговая аттестация на 3 ступенях – общее, полное общее, высшее и среднее профобразование. Форма итоговой аттестации – 11 классов – ЕГЭ. Проводится рособрнадзором. По окончании 11 класса – другие формы аттестации. Государственная итоговая аттестация по окончании итогового образования – государственная, осуществляется образовательным учреждением. Чтобы придать государственный характер аттестации, председатели аттестационной комиссии являются не сотрудники данного учреждения.

Формы материальной поддержки лиц – стипендиальное обеспечение – положение Постановления Правительства 2008 года. 7 видов стипендий. Все государственные. Основные – государственная академическая и социальная. Социальная является формой социальной поддержки, академическая связана с успехами в обучении. Условия предоставления различаются. Особое правило для учащегося – если получатель выплат является учащимся аккредитованного образовательного обучения, получает право до достижении 23 лет. Право на соцобеспечение – те пособия на детей, которые предусмотрены региональным законодательством. Выплачиваются независимо от возраста до окончания общеобразовательного учреждения. Пособия устанавливаются до 16 лет. Компенсация родительской платы – о дошкольных образовательных учреждениях – 2 вида услуг – образовательные (бесплатны) и по содержанию ребенка – не бесплатны. Закон об образовании и региональное законодательство устанавливают гарантии реализации этого права. Гарантиями являются ограничения родительской платы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: