Общие подходы. Классификация функций в динамике

Классификация функций в динамике

Классификация управленческих функций в динамике представляет собой известные (основные) функции управления, определенные еще А. Файолем: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти фун­кции управления целесообразно рассматривать в качестве типовых этапов управленческого цикла (Кондратьев и Краснова, 2000).

Функция планирования – это определение целей организации, ее подразделений, должностей, функционалов (совокупности функций), что должны делать подразделения, должности и функционалы, чтобы достигнуть эти цели.

Функция организации – это установление постоянных и временных взаимосвязей между должностями, подразделениями и функционалами, определение порядка и условий их функционирования.

Функция мотивации – это определение процесса побуждения организации, ее подразделений, должностей и функционалов к эффективной деятельности.

Функция контроля – это организация и поддержание процесса соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов организацией, ее подразделениями, должностями и функционалами с запланированными.

5.4. Организационная структура
как объект исследования. Типология и классификация

Существуют различные трактовки понятия «организационная структура» системы управления. Например, И. Ансофф (1989) считает, что это статичные структуры для регулирования производственной деятельности фирмы и распределения управленческих функций. Используя подходы Л.И. Евенко (1983) и Р.А. Фатхутдинова (1997), уточним и дополним эту формулу следующим образом: организационная структура системы управления – это совокупность подразделений организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений, а также возникающих в процессе управления связей и отношений между ними по выполнению намеченных целей.

Структуры отличаются друг от друга

1) сложностью или степенью разделения деятельности на различные функции;

2) формализацией правил и процедур;

3) соотношением централизации и децентрализации полномочий по уровням принятия управленческих решений (Мильнер, 2001).

В том, что организационные структуры отличаются друг от друга, можно убедиться, проанализировав прил. 2–19.

Схема структуры включает три ключевых элемента:

· звено;

· связь;

· уровень.

В научных и учебных источниках существует множество подходов и классификаций, разработанных применительно к конкретным целям исследования и в этой связи не создающих системной, целостной картины организационной структуры СУ, ее связей с функциональной структурой. Основой предлагаемой нами типологии организационных структур могут стать поддерживаемые современными учеными шесть основных характеристик бюрократии по Веберу:

1) иерархическая командная цепочка;

2) специализация должностных обязанностей;

3) единая политика в области прав и обязанностей;

4) стандартные операции на каждом участке работы;

5) карьера, основанная на профессиональной компетенции;

6) безличные взаимоотношения.

В этой связи предлагается классифицировать организационные структуры по следующим трем группам (рис. 5.16):

1) по видам и типам;

2) по специализации и дифференциации подразделений;

3) по элементам структуры.

Рис. 5.16. Классификация организационных структур

В целях наилучшего понимания структуры, связей и отношений ор­ганизационной структуры рассмотрим классификационные группы в следующей последовательности: 1) по элементам структуры, 2) по спе­циализации и дифференциации подразделений, 3) по видам и типам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: