Классификация функций в динамике
Классификация управленческих функций в динамике представляет собой известные (основные) функции управления, определенные еще А. Файолем: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления целесообразно рассматривать в качестве типовых этапов управленческого цикла (Кондратьев и Краснова, 2000).
Функция планирования – это определение целей организации, ее подразделений, должностей, функционалов (совокупности функций), что должны делать подразделения, должности и функционалы, чтобы достигнуть эти цели.
Функция организации – это установление постоянных и временных взаимосвязей между должностями, подразделениями и функционалами, определение порядка и условий их функционирования.
Функция мотивации – это определение процесса побуждения организации, ее подразделений, должностей и функционалов к эффективной деятельности.
Функция контроля – это организация и поддержание процесса соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов организацией, ее подразделениями, должностями и функционалами с запланированными.
|
|
5.4. Организационная структура
как объект исследования. Типология и классификация
Существуют различные трактовки понятия «организационная структура» системы управления. Например, И. Ансофф (1989) считает, что это статичные структуры для регулирования производственной деятельности фирмы и распределения управленческих функций. Используя подходы Л.И. Евенко (1983) и Р.А. Фатхутдинова (1997), уточним и дополним эту формулу следующим образом: организационная структура системы управления – это совокупность подразделений организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений, а также возникающих в процессе управления связей и отношений между ними по выполнению намеченных целей.
Структуры отличаются друг от друга
1) сложностью или степенью разделения деятельности на различные функции;
2) формализацией правил и процедур;
3) соотношением централизации и децентрализации полномочий по уровням принятия управленческих решений (Мильнер, 2001).
В том, что организационные структуры отличаются друг от друга, можно убедиться, проанализировав прил. 2–19.
Схема структуры включает три ключевых элемента:
· звено;
· связь;
· уровень.
В научных и учебных источниках существует множество подходов и классификаций, разработанных применительно к конкретным целям исследования и в этой связи не создающих системной, целостной картины организационной структуры СУ, ее связей с функциональной структурой. Основой предлагаемой нами типологии организационных структур могут стать поддерживаемые современными учеными шесть основных характеристик бюрократии по Веберу:
|
|
1) иерархическая командная цепочка;
2) специализация должностных обязанностей;
3) единая политика в области прав и обязанностей;
4) стандартные операции на каждом участке работы;
5) карьера, основанная на профессиональной компетенции;
6) безличные взаимоотношения.
В этой связи предлагается классифицировать организационные структуры по следующим трем группам (рис. 5.16):
1) по видам и типам;
2) по специализации и дифференциации подразделений;
3) по элементам структуры.
Рис. 5.16. Классификация организационных структур
В целях наилучшего понимания структуры, связей и отношений организационной структуры рассмотрим классификационные группы в следующей последовательности: 1) по элементам структуры, 2) по специализации и дифференциации подразделений, 3) по видам и типам.