Особенности планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС

Виды планирования

В зависимости от срока, на который рассчитан плановый период или сроков, на которые разрабатывается план, целесообразно выделять перспективное (долгосрочное), и текущее (оперативное) планирование.

Под перспективным планированием понимается разработка планов и программ на максимальный период (на перспективу) - как правило, 10-15 лет.

Текущее (оперативное) планирование предполагает разработку планов на период от 1 года до -5 лет.

Указанные сроки, которые определяют виды планирования, носят условный характер. Это обуславливается, прежде всего, уровнем, на котором осуществляется планирование, целями, а также реальным временем, необходимым для реализации целей и задач.

К первой группе относится разработка целевых программ и целевых научно-технических программ, которые выполняется как на республиканском уровне (республиканские целевые программы), так и в областях. Их неотъемлемой частью, как правило, является комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области защиты населения и территорий.

В некоторых областях Республики Беларусь практикуется разработка комплексных перспективных программ.

Текущее (оперативное) планирование осуществляется, как правило, в рамках планов ГО и планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых органами управления на всех уровнях (от объекта экономики до территориального уровня).

Целью такого планирования является разработка и обеспечение выполнения в нормативные сроки комплекса взаимосвязанных организационных, инженерно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и других специальных мероприятий, с учетом получения наибольшего эффекта при выделении на их реализацию определенного объема ресурсов. Требуемый объем мероприятий определяется уровнем приемлемого риска и масштабами возможных чрезвычайных ситуаций.

Деятельность по предупреждению ЧС природного и техногенного характера имеет приоритет, по сравнению с другими видами работ, по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев, гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям:

- мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

- прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала;

- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

- разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

- подготовка организаций и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

- разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

- декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности;

- проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

- проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

- страхование природных и техногенных рисков;

- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Как следует из вышеизложенного, решение задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций носит многоплановый характер и требует комплексного подхода.

Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов защиты населения и территорий от ЧС (планов ликвидации ЧС) разрабатываемых на всех уровнях ГСЧС. При этом, в данные планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но и предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках республиканских или территориальных целевых программ по предупреждению ЧС.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению ЧС включает в себя:

а) выявление учреждений, которые могут быть задействованы в планировании и организации работ по предупреждению ЧС;

б) разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска и интенсивности) возникновения источников ЧС и снижению тяжести их последствий;

в) разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия источников ЧС на население, объекты, окружающую природную среду.

К последним, прежде всего, относятся мероприятия по:

- созданию систем оповещения об угрозе возникновения ЧС;

- создание и подготовка сил реагирования на ЧС;

- созданию фондов средств индивидуальной защиты;

- созданию фонда средств коллективной индивидуальной защиты;

- подготовке мест временного размещения эвакуируемого населения;

- создание запасов финансовых и материально-технических средств;

- создание систем инженерной защиты городов (населенных пунктов) и потенциально опасных объектов от источников природных ЧС и др.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территории. В развернутом виде он выглядит следующим образом:

1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. Определение практических мер по реализации закона Республики Беларусь «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера».

2. Определение исполнительной и распорядительных органов учреждений, которые могут быть задействованы в планировании и проведении мероприятий по предупреждению ЧС.

3. Выявление возможных источников ЧС природного и техногенного характера. Формирование банка данных потенциально опасных объектов и территорий, кадастров (статистических данных) аварий, катастроф и стихийных бедствий.

4. Определение степени опасности выявленных объектов для населения и территорий (размеров возможных зон ЧС, ущерба, потерь населения при авариях на каждом из этих объектов).

5. Выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление перечня этих объектов и территорий.

6. Оценка риска ЧС. Определение значения индивидуального и социального рисков.

7. Прогнозирование возможных последствий возникновения источников ЧС на местном и территориальном уровне в планируемый период времени.

8. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска ЧС, а именно:

- мониторинг окружающей природной среды и диагностика состояния зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование ЧС;

- повышение техногенной и эксплуатационной надежности производственных процессов.

9. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям смягчения последствий ЧС, в том числе:

- защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях ЧС;

- рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории области (района, города);

- инженерная защита территории и населенных пунктов;

- локализация зон воздействия поражающих факторов источников ЧС;

- подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

- подготовка к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ;

- создание фонда страховой документации;

- подготовка системы управления, сил и средств территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- информирование населения о возможных ЧС и подготовка его к действиям в условиях ЧС.

10. Разработка целевых программ на территориальном уровне по предупреждению ЧС с включением в них наиболее важных мероприятий, требующих существенных затрат материальных и финансовых ресурсов и обеспечивающих достижение требуемого (заданного) уровня приемлемого риска ЧС.

11. Разработка перспективных и годовых планов предупреждения ЧС, с включением в них программных мероприятий планов предупреждения и ликвидации ЧС соответствующих подсистем и звеньев ГСЧС, а также предложений в программу и планы социально-экономического развития территорий.

12. Организация работы по реализации программ, планов и мероприятий в области предупреждения ЧС.

Важной целевой функцией ГСЧС, важнейшим направлением деятельности ее органов управления и сил является ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", под ликвидацией ЧС, понимаются АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных ЧС организуется и проводится республиканскими органами государственного управления, исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В основе организации АСДНР лежат заранее разработанные на всех уровнях ГСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы защиты населения и территорий от ЧС. Эти планы разрабатываются на основе риска возникновения ЧС, для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил ГСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления ГСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются.

Для обеспечения реализации планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций соответствующие органы повседневного управления по ЧС совместно с другими административно-территориальными органами заблаговременно разрабатывает документы по управлению, оформляют заявки на все виды обеспечения действий сил ГСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации в загородную зону.

Планы защиты населения и территорий от ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей природной среды органы управления ГСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы защиты населения и территорий от ЧС (взаимодействия по предупреждению и ликвидации ЧС). Уровень задействования органов управления и сил ГСЧС зависит от масштаба сложившейся ЧС.

Оперативное планирование АСДНР проводится КЧС, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС (обеспечивающим ее работу постоянно действующим органом управления ГСЧС соответствующего уровня), а также ведется во всех звеньях подсистемы ГСЧС и формированиях, привлекаемых к ликвидации ЧС, на основе принятых решений на проведение работ, поставленных задач и уточнение ранее разработанных планов защиты населения и территорий от ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: