Объект и предмет педагогической инноватики

Как известно, объект – это область действительности, кото­рую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиций этой науки.

Чтобы определить объект и предмет педагогической инновати­ки, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его личностному, чело­векосообразному аспекту. Почему мы выделяем именно такой ас­пект? Потому что педагогическая инноватика в отличие от иннова­тики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы – материально-технические, экономические... Именно изменения в образовании человека являются главной за­дачей данной науки, а не формальные признаки образования во­обще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в кото­рых происходит образование, конечно, важны, но не они явля­ются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко по­нимать, что планируется и происходит в образовании.

Для определения объекта и предмета педагогической иннова­тики необходимо определить специфическую область реальности, описанием и объяснением которой занимается данная наука.

В.С. Лазарев предлагает считать объектом педагогической ин­новатики инновационный процесс, условия, способы и резуль­таты его осуществления; предметом педагогической инновати­ки – зависимость между эффективностью инновационных про­цессов и факторами, ее определяющими, а также способы воз­действия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

Для определения объекта и предмета педагогической инноватики в данном случае выбирается инновационный процесс, в ос­нове которого лежит инновационная деятельность. Под иннова­ционным процессом подразумевается «процесс развития образо­вания за счет создания, распространения и освоения новшеств», а инновационная деятельность определяется как «целенаправлен­ное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространении и освоения новых образователь­ных систем или каких-то их компонентов».

Безусловно, инновационный процесс – одно из основных понятий педагогической инноватики. Специалисты в области педаго­гической инноватики считают, что в структуру инновационного процесса входят как минимум четыре компонента: создание, рас­пространение, освоение новшеств, а также образовательная дея­тельность, по отношению к которой происходят три предыдущих этапа. Но такое представление инновационного процесса отража­ет довольно традиционный для инноватики подход «внедрения науки в практику», при котором главный вектор деятельности по отношению к учащимся определяется понятием «воздействие».

С точки зрения личностной, человекоориентированной позиции, необходим учет «механизмов» включения в инновационный процесс его субъектов: учеников, педагогов-новаторов. Для этого нужно организовывать рефлексивные процедуры, корректирую­щие как создание новшеств, так и специфику их взаимодействия с имеющейся средой. Предложенный же выше подход к установ­лению объекта и предмета педагогической инноватики не отра­жает всего многообразия процессов, связанных с ролью субъек­тов инноваций, лишает возможности влиять на обновление их образовании.

По мнению А.В. Хуторского, объект педагогической инновати­ки не может ограничиваться только инновационным процессом, поскольку включает в себя и другие характерные для инноватики процессы и явлении. Например, с точки зрения синергетики про­цессы появления и развития нового возникают в ходе их внешне­го введения не только в форме новшеств, но и в качестве продук­та перехода системы из одного положения в другое при ее неравновесном состоянии. Подобные факторы при их детальном рас­смотрении обязывают нас внести коррективы в предлагаемые выше формулировки понятий объекта и предмета педагогической инноватики.

Предметом педагогической инноватики выступает не только преобразование практики образовательной деятельности, но и условии, средства, закономерности, формы, методы, технологии, другие атрибуты, связанные с педагогическими инновациями. Но главный момент, который отличает педагогическую инноватику от инноватики в других областях, – это личностный фактор. Пе­дагогика имеет дело с образовательными процессами, меняющи­ми учеников и педагогов. Чтобы определить объект и предмет пе­дагогической инноватики, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его субъективному аспекту.

Развивающееся общество всегда создает острую потребность в «новых людях», т.е., в новой системе образования, которая, реа­лизуя социальный заказ, должна осуществлять подготовку людей с новым мышлением.

Нельзя исключить также и личностный заказ на изменение, обновление образования со стороны ученика как субъекта предметной дея­тельности.

С точки зрения личностно ориентированной парадигмы обра­зования, педагогическая инноватика исследует вопросы происхож­дения инноваций и их последующей «жизни» в ходе образова­тельной деятельности конкретной личности учащегося. Это по­зволяет преодолеть существующее в традиционной школе от­чуждение ученика и его личностных образовательных смыслов от внешне задаваемых для него атрибутов образования: целей, со­держания, системы контроля...

Другими словами, весьма значимым на стадии формулирования объекта и предмета педагогической инноватики выступает задача не упустить из виду основного субъекта образования – са­мого ученика как образовывающуюся личность.

Образование по своей сути не может не быть инновационным. Этот фактор не зависит от того, собирается кто-то «внедрять» новше­ства или нет. Субъект обучении (назовем его «homo educatus» – человек образовывающийся) способен быть инноватором по от­ношению к своему образованию. Другое дело, что внешние по отношению к нему субъекты деятельности – учитель, админист­ратор, ученый – могут помочь ему обеспечивать необходимый переход от имеющегося состояния его образования к новому.

По мнению ученых, в области личностно ориентированного образования предметом педагогики выступают «осмысление, ис­следование и прогнозирование процессов становления личности и учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего ненасильственного управления этими процессами». Отсюда следует, что педагогическая инноватика в гуманистиче­ском ее понимании рассматривает не только факторы, влияющие на обновление образования ученика, но и, что более важно, из­менения в процессе становления личности ученика и учителя.

Опираясь на изложенное выше обоснование, дадим следующее определение. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании уча­щихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образова­ния.

Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с пози­тивными изменениями относительно выбранных параметров. Об­разование рассматривается как социально, культурно и личност­но детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности.

Таким образом, объект педагогической инноватики не может ограничиваться рамками теоретических моделей, образовательных систем или средств обучения, например техническим оснащени­ем школ.

В любой педагогической инновации объектом исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей – учеников, студентов, специалистов, которые повышают квалификацию. Это главное требование педагогической ин­новатики в ее гуманистическом понимании. Именно этим педаго­гическая инноватика отличается от иного рода инноватики, не имеющей педагогической природы. Данное отличие мы акценти­руем, поскольку довольно часто можно встретить ситуацию, ког­да новшество предлагается не для того, чтобы улучшить качество образования конкретных детей, а ради самого новшества или лоб­бирующей его организации. Например, промышленное предпри­ятие, заинтересованное в сбыте своей продукции, может пытать­ся внедрять ее в школы, исходя из экономических, а не педагоги­ческих соображений.

Теперь рассмотрим предмет педагогической инноватики. Пред­мет находится в границах объекта. Но предмет – не часть объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Определить предмет педа­гогической инноватики необходимо для того, чтобы понять, чем именно занимается эта наука.

В отношении своего объекта – процесса возникновения, раз­вития и освоения образовательных инноваций – педагогическая инноватика изучает особенности, характеристики планируемых или происходящих изменений в образовании учащихся. Особен­ными являются причины инноваций, условия и средства их осу­ществления, закономерности внедрения, трудности освоения, влияние получаемых результатов на изменение образовательной системы.

В ходе инновационной образовательной деятельности меняется не только содержание этой деятельности, но и система отноше­ний субъектов образования, характер их взаимодействия, кото­рый определяет специфику обучения, воспитания, становления личности ученика и учителя. Отношения субъектов являются объек­том психологии, психологической инноватики, но и в педагоги­ческой инноватике, особенно если учитывать личностно ориен­тированную направленность образования, взаимодействие субъек­тов входит в предмет исследований именно в части учебно-воспи­тательных задач.

Итак, обозначим предмет педагогической инноватики. Пред­мет педагогической инноватики – совокупность педагогических ус­ловий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введе­нием и освоением педагогических новшеств в образовательной реаль­ности. В предмет педагогической инноватики входит также систе­ма отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования – учащихся, педагогов, администраторов.

Что касается других наук, объектом которых также является образование, в том числе инновационное, следует четко отде­лять их от педагогической инноватики именно по специфичес­кому для них предмету. Например, личностные изменения инно­ваторов, психологические факторы сопротивления нововведениям изучает психология. Уровень соответствия нововведения ожида­ниям социума, определение необходимых регионам специализа­ций и профилей обучения рассматривают социологи. Экономи­сты разрабатывают системы внедрения механизмов финансирования в сферу образования. Менеджеров заботит роль вузов и школ в подготовке кадров, владеющих технологией организа­ции продуктивной деятельности. И только педагогическая инно­ватика направлена на решение задачи поиска и осуществления таких изменений в образовании, которые приведут к повыше­нию его качества и/или приближению к новым актуальным для личности и общества целям.

Стоит подчеркнуть, что инноватика в образовании имеет сво­им предметом изучение, создание, освоение и применение педа­гогических новшеств в их единстве как целостного комплексного процесса. По отдельности эти процессы в принципе могут рас­сматриваться и другими науками.

Чтобы отличить педагогическую инноватику от других педа­гогических дисциплин, сравним, например, ее предмет с пред­метом дидактики – науки об обучении.

Имея сходный объект, эти две науки различаются предмета­ми. Так, предметом дидактики является взаимодействие препо­давания (деятельности учителя) и учения (деятельности учени­ка). Эта связь описывается такими атрибутами обучения, как цели, задачи, формы, методы, средства обучения, система кон­троля. В педагогической инноватике предметом является не столько обучение, сколько его изменениие под воздействием вносимых нов­шеств.

И хотя можно считать, что обучение является непрерывно и происходящим, а значит, меняющимся процессом, для того, чтобы описывать смену одного процесса другим, нужна педаго­гическая инноватика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: