Соотношение теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Теория государства и права как учебная дисциплина. Понятие, система, соотношение с наукой теории государства
Теория государства и права как учебная дисциплина - это курс науки теории государства и права, который преподается в средних специальных и в высших учебных заведениях. Этот курс может быть разным по объему и включать в свой состав разное количество вопросов, которые должен изучить студент. Наиболее полный курс теории государства и права изучают студенты высших учебных заведений, обучающиеся по специальности «юриспруденция» и магистерским программам направления «юриспруденция». Однако ни один самый полный учебный курс не совпадает с наукой. Наука теория государства и права объемнее и многообразнее, чем учебная дисциплина. Она включает множество проблем, по которым существуют самые различные, в т.ч. несовпадающие точки зрения, состоит из различных концепций, теорий, гипотез и т.д. Учебная дисциплина включает в свой состав основы науки и наиболее актуальные проблемы. Назначение теории государства и права как учебной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студента с основами науки теории государства и права, вооружить его базовыми знаниями для усвоения других юридических наук. Схематично соотношение науки и учебной дисциплины теория государства и права можно представить в виде таблицы.
|
|
Таблица 1.
№ | Критерий сопоставления | ТГП – наука | ТГП – учебная дисциплина |
1. | Отношение к реальным государству и праву | Непосредственно познает государство и право, первична. | Базируется на науке, вторична по отношению к науке. |
2. | Цели | Приращение, накопление, систематизация знаний о государстве и праве | Доведение до обучаемых добытых наукой и пробированных практикой знаний |
3. | Субъекты | Ученые исследователи | Педагоги-преподаватели, обучаемые (студенты). |
4. | Объективность | Обусловлена реальными государством и правом. Более объективна. | Обусловлена усмотрением составителей учебных планов, программ, личностью преподавателя. Более субъективна |
5. | Функции | Онтологическая Гносеологическая Эвристическая Прогностическая Методологическая Политическая Праксеологическая и другие | Введение в юридическое образование Формирование абстрактного мышления Обеспечение общетеоретической базы для последующего обучения юриспруденции Формирование правового сознания и правовой культуры |
2.1 Человеческое общество: понятие, признаки, виды
Право и государство существуют в обществе, являются составными элементами общества, поэтому их определяют как явления социальные, общественные, как социальные институты, а государство как социальную организацию. Можно соотнести государство и право как части целого, т.е общества. Поэтому понять природу, социальное назначение, сущность права и государства невозможно вывести из них самих, без понимания того, что такое общество.
|
|
Термин общество многозначен, но в любом случае используется для обозначения социальной среды, где действует человек. Для последующего анализа государства и права необходимо помнить, что человек, с одной стороны, есть часть природы, высшая ступень ее развития. С другой стороны, общество – искусственная среда обитания человека, наделенного сознанием и волей, с помощью чего отрицается все природное и культивируется культурное, социальное. Однако, для понимания в последующем генезиса и природы государства и права, следует учитывать оба начала общества – природное и социальное.
Общество – это продукт взаимодействия людей или совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни.
Признаки общества:
- Первоклеточкой, первоэлементом общества является Homo sapience - человек разумный.
- Наличие у людей объективно обусловленных природой человека потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Например, объективными являются потребности в сохранении и воспроизводстве человеческого рода, в пище, в творческом самовыражении и т.д. Все потребности и интересы человека делятся на индивидуальные, коллективные, общие (в том числе общезначимые).
- Люди вступают в общение и взаимосвязи с себе подобными для удовлетворения вышеуказанных потребностей и интересов. Только вступая в отношения с другими людьми человек может реализовать себя как представитель человеческого рода, как личность. Социальные взаимосвязи и отношения составляют самое главное в обществе. Например, в обществе есть экономические, политические, социальные, духовные, культурные взаимосвязи. Однако, реализуя многообразные потребности и интересы, вступая во взаимосвязи, люди неизбежно вступают в конфликты.
- Для согласования интересов (индивидуальных, коллективных, общих), упорядочения взаимосвязей и разрешения конфликтов в обществе необходимо организующее воздействие на них, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование возможно осуществлять посредством персональных регулирующих воздействий (приказов, директив, указаний, рассчитанных на конкретную ситуацию и на конкретных исполнителей), а также посредством социальных норм (т.е. правил поведения общего характера, рассчитанных на персонально неопределенный круг лиц, на неограниченное количество аналогичных ситуаций и действующих как угодно долго во времени). Социальные нормы – это традиции, обычаи, моральные, религиозные, правовые, корпоративные нормы и другие.
- Чтобы гарантировать действенность, эффективность социального регулирования, необходима организованная сила – власть. Она организует, упорядочивает социальные взаимосвязи, т.е. осуществляет управление; в конечном итоге обеспечивает внутренний порядок и внешнюю безопасность общества.
- Общество стремится к самосохранению, самовоспроизводству и развитию.
Последователи марксистской доктрины считают, что основой объединения людей в общество является собственность на основные средства производства. Другие авторы указывают на социально-культурное и национальное единство как основу формирования общества.
Различаются виды обществ:
Догосударственные общества: группы охотников и собирателей, первобытные общины, племена, союзы племен, вождества и государственно организованные общества.
|
|
По способу производства и присвоения материальных благ различают общества с присваивающей и общества с производящей экономикой.
По способам получения средств к существованию различают общества эпохи дикости – время собирательства, охоты и рыболовства; эпохи варв арства - земледельческо-скотоводческое производящее хозяйство, эпохи цивилизации – появление письменности, классов и государства.
По способу производства средств к жизни можно различить общества собирателей, аграрные, промышленные, информационные общества.
По уровню структурированности и развития социально-политических и экономических институтов, наличию стабильности, социальных гарантий и уровню жизни населения различают развитые и неразвитые общества.
Обществом можно назвать все мировое сообщество, которое возникает как результат глобальной интеграции человеческой цивилизации.
К видам обществ можно отнести цивилизации: западную, китайскую, египетскую, античную, православную и другие.
Согласно формационному подходу (общественно экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил) различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое общества.
Целостным социальным организмом, т.е. обществом являются люди и взаимосвязи между ними, находящиеся на территориях отдельных государств: французское общество, российское общество, американское общество и т.д.
В заключении приведем определение общества, содержащее перечисленные выше признаки. Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и потребностями и взаимодействующими на основе общепризнанных ценностей и общеобязательных норм с целью самовоспроизводства, сохранения и развития.
В качестве вывода, необходимого для рассмотрения последующих вопросов подчеркнем, что из характеристики общества видно, что ему присущи:
- власть, осуществляющая социальное управление;
|
|
- социальное регулирование.