Классификация информационных технологий
Критерии оценки информационных технологий.
Виды информационных технологий.
Современная компания с разветвлённым бизнесом, как правило, имеет:
· Системы диалоговой обработки транзакций
· Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
· Управляющие информационные системы
· Системы поддержки принятия решений
· OLAP-технологии
· Статистические пакеты
· Нейронные сети и экспертные системы
· Технологии Data Mining
· Системы поддержки деятельности руководителя
При оценке эффективности ИТ следует выделить два временных среза: анализ с точки зрения экономического эффекта до запуска проекта и оценка фактически достигнутых результатов. В основе оценки эффективности лежит системный подход, без которого вряд ли может обойтись любая деятельность ИТ-менеджера. Возможные цели внедрения:
1. Снижение операционных издержек.
2. Создание условий для выпуска новых продуктов.
3. Повышение качества и скорости обслуживания клиентов.
|
|
4. Поддержка увеличивающейся доли рынка.
5. Улучшение качества управленческих решений.
6. Выполнение требований регулирующих органов.
7. Уменьшение совокупной стоимости владения.
Нужна связанная с бизнес-стратегией ИТ-стратегия, иначе неясна будет общая ценность достигнутых результатов. Не менее важен формализованный проектный подход. Следование ему позволяет видеть проект целиком от бизнес-кейса до оценки результатов в отчете о завершении работ. Некоторые критерии оценки эффективности ИT-проектов:
· Оценка рисков
· Экономический эффект
· Обеспечение информационной безопасности
· Кадровые вопросы
· Энергетические критерии
· Экономия социального времени
Наиболее полезными с социальной точки зрения для общества являются те ИТ, которые позволяют сэкономить наибольшее количество социального времени, высвобождая его для других целей, в том числе — для целей развития общества.
· Интегрированные ИТ. В самых современных ИС принято рассматривать как "атомарную" единицу не данные в "чистом" виде, а некоторый сервис, соответствующий какому-то элементарному бизнес-процессу. В частности, такой сервис может просто выдавать какие-то данные, являясь аналогом "атомарной" единицы классических ИС. В КИС все чаще применяется сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture - SOA) и не только.
· Обеспечивающие и функциональные ИТ. Обеспечивающие ИТ (базовые) - технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Функциональная ИТ (прикладная) представляет собой такую модификацию обеспечивающих ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий.
|
|
· Пакетные и диалоговые ИТ. С точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Интерфейс - совокупность технических, программных и методических (протоколов, правил, соглашений) средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.
· Интерфейс пользователя - набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя этой программы.
· Программный интерфейс - набор методов для взаимодействия между программами.
· Физический интерфейс - способ взаимодействия физических устройств. Чаще всего речь идёт о компьютерных портах.
Интерфейсы пользователя бывают двух типов:
1) процедурно-ориентированные:
- примитивные
- меню
- со свободной навигацией
2) объектно-ориентированные:
· прямого манипулирования.
Современными видами интерфейсов являются:
1) Командный интерфейс. человек подает "команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
2) WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Этот вид интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и "чистый" WIMP - интерфейс.
3) SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения.