Тест к теме 13
Определите все верные ответы.
1. Девальвация национальной денежной единицы
а) делает выгодным экспорт;
б) делает выгодным импорт;
в) ведет к потере прибыли, полученной от экспорта в пересчете на отечественные товары на рынках других стран;
г) предшествует денежной реформе.
2. Продолжающееся падение курса российского рубля выгодно
а) населению; б) правительству;
в) производителям, использующим импортное сырье;
г) экспортерам отечественной продукции.
3. Допустим, что Россия продает Кипру ракетные установки. Эта сделка должна быть отражена в платежном балансе России
а) как приток капитала в балансе движения капитала;
б) как отток капитала в балансе движения капитала;
в) как увеличение в балансе по текущим операциям;
г) как уменьшение баланса по текущим операциям.
4. Какие из мероприятий внешнеэкономической политики может быть использовано для оживления конъюнктуры?
а) ценовая скидка на импорт; б) ценовая скидка на экспорт;
в) отмена импортных ограничений и ставки депонирования иностранной валюты;
|
|
г) повышение ставки процента при депонировании иностранной валюты;
5. Если производительность труда по производству экспортируемого товара на предприятиях одной страны выше, чем в стране-импортере, то первая страна имеет
а) абсолютное преимущество; б) положительное преимущество;
в) сравнительное преимущество;
г) отрицательный торговый баланс.
6. Политику протекционизма впервые использовали
а) физиократы; б) меркантилисты;
в) классики политэкономии; г) маржиналисты.
7. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени, - это
а) торговый баланс; б) платежный баланс;
в) государственный бюджет; г) все ответы неверны.
8. Бреттон-Вудская система – это система
а) золотого стандарта; б) золотодевизного стандарта;
в) фиксированных связанных валютных курсов;
г) «плавающих» валютных курсов.
Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.
В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но в несколько измененном виде. Ныне «экономия» означает - сокращение затрат, бережливость при использовании каких-либо ресурсов. Производным от «экономии» является термин «экономика». В современных условиях он используется в различных значениях:
1) хозяйство региона, страны, группы стран, всего мирового хозяйства
2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых элементов и условий производства (народонаселения, труда, управления), отдельных отраслей (животноводство, сельское хозяйство, промышленность и т.д.)
|
|
3) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и образующих определенную экономическую систему.
Экономическая наука это наука об управлении редкими ресурсами, формах человеческого поведения и способах их использования для удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей.
В современных условиях экономическая наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующие экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.
Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.
В развитой рыночной экономике субъект выполняющий экономические функции называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия, государства, различные фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства и человек.
Деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов:
- что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, в каком количестве должны быть произведены, какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены в каком количестве и какого качества;
- как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, то есть с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в альтернативном количестве и использованием какой технологии;
- для кого производить - это проблема связанна с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможности использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, то есть такого их применения при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.
В процессе своего развития экономическая теория акцентировала свое внимание на различных аспектах функционирования экономической системы. Первоначально это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем акценты изучения переместились на отношения складывающиеся в национальной экономике между различными социальными группами и классами. Современная экономическая теория основное внимание уделяет изучению принципов выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях экономической системы, основанной на разных формах собственности.
Существуют много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науке, данная английским экономистом Л.Роббинсоном: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядится редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки…Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
|
|
Важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - не просто описание экономических явлений, а изучение их во взаимосвязи и взаимообусловленности, иначе говоря, необходимо раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом состоит отличие экономической теории от конкретных экономических дисциплин. Экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а важнейшая задача экономической теории быть фундаментом, каркасом, несущей конструкцией не только всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин. Она является таким образом основой всей высшей экономической школы, методологической основой целого комплекса наук:
1. отраслевых
2 функциональных
3 межотраслевых
С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика
Микроэкономика – такой раздел экономической теории, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Приставка «микро» означает «малый».
Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а так- же входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями) понимается совокупность отдельных экономических единиц, например, домашних хозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно целое. В качестве объекта исследования выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.
При исследовании экономических процессов и явлений различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют соответственно позитивную и нормативную экономическую теорию.
Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений, она свободна от личностных оценочных суждений исследователя.
|
|
Нормативная экономическая теория отражает оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика.
Позитивная экономика изучает то что, объективно реально существует, нормативная выражает субъективные представления о том, что должно быть.
Основными функциями экономической теории являются:
- познавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющимся мире;
- методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках;
- практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики;
- прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.