Оформление результатов ревизии. Требования, предъявляемые к содержанию акта комплексной ревизии
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется Акт. Если нарушений не выявлено оформляется справка. В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению, а также если факты, установленные в момент проверки не могут быть подтверждены документами проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт. Акты подписываются ревизором, руководителем проверяемой организации и главным бухгалтером. Акт подписывается проверяющим в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки. Акт в течение 2 рабочих дней со дня его подписания проверяющим вручается под роспись проверяемому субъекту. В случае отказа от подписания акта проверяемым в нем делается соответствующая запись и Акт направляется в вышестоящую организацию. При наличии возражений подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 р.д. со дня его подписания представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку.
|
|
Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей и составляется в 3-х экземплярах: 1-й экз.- руководителю организации, назначившей ревизию; 2-й экз.- в дело контрольно-ревизионного отдела; 3- й экз.- ревизуемой организации.
Во вступительной части приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие — выборочным способом, отмечают периоды, выбранные для проверки и др. Заканчивается фразой: "Настоящей ревизией установлено следующее...", после чего следует изложение результативной части.
Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Эта часть состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставятся соответствующая римская цифра и его название.
Так, в результативной части акта могут быть выделены следующие разделы.
I.Денежные средства, кассовые и банковские операции.
II.Расчетные и кредитные операции.
III. Производство и реализация продукции.
|
|
IV. Основные средства.
V.Товарно-материальные ценности.
VI.Труд и заработная плата.
VII.Затраты производства и себестоимость.
VIII.Прибыль, фонды и резервы.
IX.Инвестиции.
X.Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.
XI.Выполнение решений по результатам предыдущей ревизии.
XII.Приложения к акту.
Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется.
Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать какие-то конкретные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предприятий (организаций) невозможно.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Размер вреда, причиненный государству, устанавливается в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной Постановлением Минфина РБ и Минэкономики от 24.03.2003 г. №39/69.
В Акте ревизии должны быть соблюдены объективность, ясность, точность изложения выявленных фактов.
Акт ревизии должен быть оформлен таким образом, чтобы по каждому отраженному в нем факту можно было ответить на вопросы: содержание нарушения со ссылкой на нормативный документ, кто допустил нарушение, по чьему указанию, когда и где, каким способом совершено и его последствия.
В АКТ ревизии не должны включаться:
1) Факты, не подтвержденные документально.
2) Факты, не содержащие элементов нарушений и несвидетельствуюшие о наличии недостатков в работе предприятия.
3)Личные выводы и замечания ревизора в адрес руководителя предприятия, его отдельных служб.
4)Такие термины, как "злоупотребление служебным положением", "преступная деятельность", "безответственное отношение", "превышение власти", "хищение", "разбазаривание", "бесхозяйственность" и т.п.
Акт ревизии должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком. Его не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности, а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизирующих были исправлены в период проведения ревизии. Внутри каждого раздела акта комплексной ревизии следует излагать факты по признаку их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т.е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.
Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т.д.
Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ, при контрольных запусках сырья и материалов в производство и по другим операциям. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.
|
|
Многочисленные однородные факты группируются по видам нарушений в отдельных ведомостях, которые прилагаются к основному акту ревизии. В акте отражаются не каждый в отдельности факт нарушения, а итоговые данные ведомостей, что значительно сокращает объем основного акта ревизии
Результаты экономического анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия оформляются в виде аналитических таблиц и расчетов, которые прилагаются к основному акту ревизии.
В случае обнаружения недостач, должностные лица представляют ревизору письменные объяснения, которые прилагаются к основному акту ревизии.
Все приложения к основному акту ревизии обязательно нумеруются; в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему. Обычно все приложения остаются при первом экземпляре акта, который направляется в организацию, осуществляющую ревизию. К экземпляру акта, передаваемому ревизуемому предприятию, прилагаются копии лишь тех документов, на которых имеются подписи должностных лиц предприятия.
В отдельном разделе акта излагается выполнение решений по результатам предыдущей ревизии. В случае невыполнения отдельных пунктов в акте делается соответствующая запись. В этом случае может быть составлена опись невыполненных указаний и предложений по материалам предыдущей ревизии.
Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором, в случае необходимости вносятся изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта.
Завершающим этапом ревизии является реализация ее материалов.
|
|
Основными формами реализации результатов ревизии являются:
— устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;
— обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;
— передача материалов ревизии правоохранительным органам
— принятие органом, назначившим ревизию, по ее результатам решения в виде письма, распоряжения или приказа;
— рассмотрение результатов ревизии в вышестоящей организации.
Руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы - не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
Ревизор уже в ходе проверки должен принимать меры к устранению выявленных нарушений и возмещению материального ущерба, а также к созданию условий, не допускающих подобных нарушений в других подведомственных предприятиях. С этой целью он, выявив нарушения и не дожидаясь окончания ревизии, сообщает о них руководителю ревизуемого предприятия и ставит вопрос о мере ответственности виновных, а при необходимости и об освобождении от должности материально ответственных лиц.
Руководитель ревизуемого объединения, предприятия обязан принять меры к устранению выявленных в результате ревизии нарушений, не ожидая окончания ревизии, что отмечается в ее акте.
Результаты ревизии докладываются ревизором на производственном совещании специалистов, руководителей отдельных служб и подразделений предприятия, где они обсуждаются. Принятые решения оформляются протоколом с приложением в необходимых случаях перечня мероприятий, подлежащих выполнению по результатам проведенной ревизии.
При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу же после ее окончания. В этом случае к акту ревизии прилагается изданный по предприятию (объединению ) приказ, а также выписка из протокола производственного совещания.
При выявлении хищений ценностей в крупных размерах и других уголовно наказуемых действий, требующих принятия срочных мер, в ходе ревизии составляется промежуточный акт, который по решению вышестоящей организации, назначившей ревизию, передается следственным органам.
По результатам ревизии руководитель ревизионной группы разрабатывает выводы и предложения. Выводы должны основываться только на фактах, изложенных в акте ревизии, а предложения вытекать из этих выводов.
Выводы не должны повторять содержание акта. В них дают оценку основных нарушений, установленных ревизией, и излагают, в чем конкретно состоит вина должностных лиц.
Выводы должны вскрывать причины и следствия основных фактов нарушений и злоупотреблений.
Предложения по результатам ревизии должны основываться на выводах, быть конкретными и четкими, в них следует указывать, что должно быть сделано и каким путем, кто является ответственным и сроки выполнения.
Выводы и предложения по результатам ревизии представляются руководителю организации, назначившей ревизию. Он рассматривает результаты ревизии и принимает решение по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.
Решения по результатам ревизий по линии вышестоящих органов принимаются в тех случаях, когда принятые в ходе ревизии меры не обеспечивают устранение всех недостатков и осуществляются в следующих формах: письмо, распоряжение, приказ, постановление, передача дел в судебно-следственные органы.
Если мероприятия, принятые предприятием по результатам ревизии, не обеспечивают полного и своевременного устранения всех недостатков и нарушений, то вышестоящая организация направляет предприятию письмо, в котором содержится перечень основных недостатков в деятельности ревизуемого предприятия (объединения), вскрытых ревизией, и необходимые для их устранения меры, которые надлежит принять этому предприятию (объединению). Письмо направляется только ревизуемому предприятию и до сведения других подведомственных предприятий не доводится.
Распоряжение по результатам ревизии составляет ревизующая организация в тех случаях, когда выявленные незначительные недостатки и нарушения в деятельности предприятия (объединения) не связаны с корыстными целями определенных работников и не являются причиной материального ущерба.
Распоряжение в отличие от письма содержит меры, обязательные к выполнению. Оно состоит из констатирующей части, в которой излагаются основные недостатки, выявленные ревизией, и распорядительной части, содержащей обязательные для выполнения меры. В необходимых случаях распоряжение может доводиться до сведения и других подведомственных предприятий и организаций с целью предупреждения или своевременного устранения однотипных недостатков.
В случае выявления серьезных нарушений и злоупотреблений, требующих наложения на виновных дисциплинарных взысканий или привлечения их к ответственности, издается приказ, который рассылается всем подведомственным предприятиям (объединениям) и организациям. Состоит приказ из констатирующей и приказной частей.
В констатирующей части излагается содержание результатов ревизии, отмечаются положительные и отрицательные стороны деятельности ревизуемого предприятия. Особое внимание уделяется использованию выявленных резервов, ликвидации причин, отрицательно влияющих на деятельность предприятия (объединения). Заканчивается эта часть словом "приказываю". Далее следует приказная часть, состоящая, как правило, из двух разделов.
В первом разделе руководитель вышестоящей организации в пределах действующего законодательства налагает дисциплинарное взыскание на виновников выявленных недостатков или нарушений хозяйственной и финансовой дисциплины.
Во втором разделе приказной части излагаются конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных нарушений и предупреждение повторения их в дальнейшем. В конце приказа называются ответственные лица за контроль выполнения данного приказа.
Передача дел в следственные органы вышестоящей организацией осуществляется, как правило, по окончании ревизии и имеет целью возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности лиц, допустивших хищения денежных средств, материальных ценностей и другого имущества.
Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по ее результатам.
Контроль за выполнением принятых решений по результатам ревизии может осуществляться в следующих формах:
—получение письменных отчетов о выполнении предложений и намеченных мероприятий по итогам ревизии;
—проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, представляемым в орган, назначивший ревизию;
—вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;
—проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации;
—проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.