Система управления персоналом включает:
|
Подсистема управления наймом и учетом персонала.
|
| Подсистема управления социальным развитием.
|
Подсистема управления трудовыми отношениями.
|
| Подсистема управлением развития персонала.
|
Подсистема обеспечения нормальных условий труда.
|
| Подсистема развития организационной структуры управления.
|
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом.
|
| Подсистема правового обеспечения управления персоналом.
|
Способы применения кадрового маркетинга
|
Сотрудничество государственной службой занятости.
|
| Использование частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала.
|
Поиск перспективных студентов уже с младших курсов колледжей, которым представляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощи в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ.
|
| Организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
|
| Взаимодействие с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т.е. командируемых временно работников «напрокат».
|
Специфические принципы управления персоналом:
|
В первую группу включены:, относящиеся к убеждениям, создают доверие между разделяемые работниками ценности; политика полной занятости; повышение разнообразия, личное стимулирование; личное участи в принятии решения; неявный (установление системы ценностей) контроль и.т.д.
|
| Вторая группа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира 1ВМ. В эту подгруппу включены 10 «передовых принципов»:
1сильная вера в индивидуализм (уважение к личности);
2работа с кадрами, позволяющая осуществить на практике эту веру;
3единый статус всех работников;
4приглашение на работу в компанию специалистов высочайшего класса;
5продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих;
6 делегирование максимально возложенной ответственности на самые низкие уровни управления;
7преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих;
8 поощрение разногласий;
9развитие горизонтальных связей; 10институциализация изменений.
|
Основополагающие концепции маркетинга персонала:
|
Первая предполагает рассмотрение задач персонал -маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Данный вид персонал-маркетинга опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.
|
| Вторая предполагает толкование персонал -маркетинга в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности в кадровых ресурсах.
|
Ситуация на рынке
|
| Кадровая политика организаций-конкурентов
|
Развитие технологии
|
| Развитие законодательства
|
Особенности социальных потребностей
|
Цели организации
|
| Источники покрытия кадровой потребности
|
Финансовые ресурсы организации
|
| Кадровый потенциал
|
Задачи маркетинга персонала
|
Исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала.
|
| Изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам.
|
| Поиск и приобретение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией.
|
Исторические типы организационных структур и их особенности
|
Тип
| Форма управления
| Рычаг управления
| Области
целеопределения
|
Органическая
| Коллективистская
| Авторитет
| Групповые интересы
|
Предпринимательская
| Рыночная
| Деньги
| Максимальная прибыль
|
Бюрократическая
| Бюрократическая
| Сила
| Воля начальства
|
Партиципативная
| Демократическая
| Закон
| Интересы законопослушного большинства при обязательном соблюдении права меньшинства
|
| Формы и рычаги управления персоналом
| |
Административные- базируются на власти, дисциплине и взысканиях:
а) формирование структуры органов управления;
б)установление государственных заказов;
в) утверждение административных норм и нормативов;
г) издание приказов и распоряжений;
д)отбор, подбор и расстановка кадров;
е) разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия;
ж) инструктирование;
з) утверждение методик и рекомендаций;
и)установление административных санкций и поощрений.
|
| Экономические- основываются на правильном использовании экономических законов производства:
а) технико-экономический анализ;
б) технико-экономическое обоснование;
в) планирование;
г) материальное стимулирование;
д) ценообразование;
е) налогообложение;
ж) установление экономических норм и нормативов;
з) участие в прибылях и капитале;
и) страхование;
к) установление материальных санкций и дотаций.
|
| Социально-психологические- базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как метод убеждения:
а) социальный анализ в коллективе
работников;
б)социальное планирование;
в)участие работников в управлении;
г) социальное развитие коллектива;
д)установление социальных норм
поведения;
е) психологическое воздействие на работников, формирование групп, создание нормального психологического климата;
ж) моральное стимулирование;
з) развитие у работников инициативы и ответственности;
и) установление моральных санкций и поощрений.
|
| | | | | | |
Антикризисная кадровая политика должна быть:
|
Демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом.
|
| Законопослушной, опирающейся на прочный законодательный, правовой фундамент.
|
Рациональной и превентивной, носящей упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов.
|
| Духовной и нравственной, проявляющейся в деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации.
|
Единой для всех организаций, но в то же время многоуровневой, охватывающей все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.
|
| Комплексной, т.е. базироваться на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывать различные аспекты регулирования управленческих процессов.
|
| Реалистичной, созидательной, т.е. ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение в работе людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.
|
Основные функции руководителя в условиях кризисного предприятия:
|
Взаимодействие с собственниками
|
| Координация производственно-хозяйственной деятельности предприятия по отдельным наиболее важным направлениям.
|
| Взаимодействие с профсоюзом.
|
Основные функции руководителя предприятия по направлению
«Финансы»
|
Получать от финансовой службы информацию и проанализировать ее с точки зрения текущих и перспективных возможностей предприятия по финансированию процессов производственно-технического обеспечения производства
|
| Получить от финансовой службы информацию и проанализировать ее с точки зрения структур затрат на производство продукции и возможных мер по ее оптимизации, т.е. сделать развернутый анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
|
| Сформулировать приоритетные направления повышения общей продуктивности производства и постановить соответствующие задачи перед штатными подразделениями предприятия, т.е. каждый руководитель подразделения должен разработать конкретные мероприятия по снижению затрат на своем участке производства.
|
| Установить систему контроля за динамикой показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия.
|
Основные функции руководителя по направлению
«Производственные проблемы»
|
Организация ограниченного по затратам маркетингового исследования, направленного на выявление динамики спроса по всей номенклатуре выпускаемой продукции и определение факторов, оказывающих влияние на динамику этого спроса.
|
| Получение и анализ информации о сравнительной характеристике продукции предприятия и продукции конкурентов (эту информацию должны предоставить финансовый, технический отделы, а также отдел реализации).
|
| Подача заказа-распоряжения аппарату главного инженера на разработку вариантных предложений по улучшению технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
|
ТЕМА 15. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Субъекты социального партнерства
• работники
• многообразные профессиональные группы
• социальные группы
• слои населения
• работодатели
• предприниматели
• государство
|
Основные принципысоциального партнерства:
ü равноправие сторон, их заинтересованность в участии в договорных отношениях;
ü уважение и учет интересов;
ü содействие государства в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической основе;
ü соблюдение сторонами и их представителями законодательства,
полномочность представителей сторон;
ü добровольность принятия сторонами на себя обязательств и
реальность этих обязательств;
ü обязательность их выполнения.
|