Консультационная поддержка в решении управленческих проблем

Одна и та же проблема с позиций различных по уровню подготовленности лиц, как правило, представляется разной по степени сложности.

Для лиц, впервые столкнувшихся с той или иной проблемой, она может представляться сложной или очень сложной проблемой. То есть по сравнению с их подготовленностью к решению проблемы новая проблема может оказаться слабо структурированной или неструктурированной.

Для лиц, решавших подобные проблемы в аналогичных условиях, – простой или не очень сложной (хорошо структурированной или даже стандартной), то есть на уровне подготовленности к решению подобных проблем, для них рассматриваемая проблема обладает незначительной степенью неопределенности.

Конечно, общий уровень квалификации лиц принимающих решения, их творческие способности и кругозор играют значимую роль в восприятии и решении проблем. Однако все равно они затратят гораздо больше усилий на преодоление нетипичной для них проблемы, чем специалист, подготовленный к решению подобных проблем, имеющий опыт их решения, хотя и обладающий меньшими творческими способностями.

Таким образом, если консультант обучен решать проблемы, эпизодически возникающие в тех или иных сельскохозяйственных организациях, проблемы, связанные с использованием новшеств, обладает определенными способностями творчески переосмысливать конкретные ситуации и опытом работы, то он в большинстве случаев оказывается более эффективным специалистом даже по сравнению с такими представителями производства, к которым мы относим новаторов и передовиков.

Как свидетельствует мировой опыт, практически все сельскохозяйственные товаропроизводители предпочитают оплачивать услуги консультантов по решению возникающих у них неординарных проблем, по внедрению различных новшеств и т.п. Причем, чем успешнее работает западный фермер, тем больше значения он придает услугам консультантов.

Чем сложнее складывается окружающая ситуация для товаропроизводителей, тем больше у них возникает сложных проблем, т.е. растет доля слабо структурированных и неструктурированных проблем. Тем в большей степени они нуждаются в высококвалифицированной консультационной поддержке. Поэтому и сельскохозяйственные консультационные службы, в большинстве своем созданные в кризисных условиях, сначала бурно развивались, наращивая численность работающих, затем, по мере стабилизации ситуации, сокращались и усиливали свой профессионализм в части инновационной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что в целом в сферы влияния консультантов входят проблемы, которые с позиций подготовленности консультируемых ими лиц представляются этим лицам в качестве наиболее сложных хорошо и слабо структурированных проблем, неструктурированных проблем (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Восприятие сложности проблемы консультантами и их клиентами, сферы деятельности консультантов.

При этом консультантам такие проблемы должны представляться в качестве хорошо и слабо структурированных проблем, частично в качестве неструктурированных проблем.

Наиболее сложные слабо структурированные и неструктурированные проблемы зачастую становятся объектами научных исследований. Хотя немало случаев, когда консультантам приходится оперативно решать неструктурированные проблемы, используя свои опыт и способности, используя «коллективный разум» своих консультационных фирм, организуя «мозговой штурм» проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: