Основные отрасли психологии

Современная психология — это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятель­но развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появля­ются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким вне­дрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вто­рых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии от­личаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые реша­ет то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической на­уки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается про­блемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания — это гот ба­зис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и слу­жит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической пауки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология — отрасль психологической науки, занимаю­щаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в кос­мосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, пе­дагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объеди­няющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицин­ская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррек­цию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие раз­делы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию инди­вида — конкретного представителя вида Хомо Сапиенс. Она включает в себя теоре­тические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие пси­хологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психо­логии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональ­ные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направлен­ность) и психические состояния.

Разделение понятий общей психологии на группы условно. Понятие «психи­ческий процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психическо­го явления. Понятие «психическое состояние* характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свой­ство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закреп­ленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследова­ния психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Пе­дагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее зна­чимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуаль­ных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотноше­ний ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значитель­ной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспек­тивная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направ­лением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модифи­кацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психо­логии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального Психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и вос­питания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию выс­шей школы.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологиче­ской науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психи­ческого развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время ос­новными разделами возрастной психологии являются: психология детства, пси­хология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозмож­но без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-истори­ческих, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возраст­ной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические раз­личия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использо­ванием приемов дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами диффе­ренциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группам, в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабаты­вались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоя­тельные социально-психологические концепции, такие как «психология народов* (М. Лацарус, X. Штейнгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения* (У. Макдугалл).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса.

Перспективы выпускников психологических факультетов

Мы познакомились с существующими в на­стоящее время отраслями психологической нау­ки. У вас, вероятно, возник вопрос о том, что же делают психологи различных специализаций? Ка­кой профессиональный путь могут выбрать для себя выпускники психологических факультетов?

Еще десять лет назад большая часть тех, кто получил образование в области психологии, ра­ботали в высших учебных заведениях, где пре­подавали студентам психологию. Некоторые выпускники могли начать свой профессиональ­ный путь в научно-исследовательских учрежде­ниях. Меньшая часть выпускников находила при­менение своих знаний на производстве.

В последние десять лет изменилось отноше­ние к психологии, поэтому изменилась и струк­тура рабочих мест психологов. Сегодня поми­мо преподавания в высших учебных заведениях большая часть выпускников работает в школах, медицинских учреждениях, исследовательских центрах, правительственны!; учреждениях, а так­же в промышленности. Сегодня практически каждая перспективная фирма предпочитает иметь в штате сотрудников психолога. Чем же занимаются психологи на этих должностях? Опи­шем, некоторые из этих специализаций.

Школьный психолог — это человек, кото­рый принимает непосредственное участие в ор­ганизации учебного процесса. Он исследует особенности организации педагогического и воспитательного процесса в школе. На основа­нии своих исследований вырабатывает рекомен­дации администрации школы о повышении эффективности учебного и воспитательного про­цесса. Заботится о повышении уровня психоло­гических знаний учителей школы. Конечно, ос­новное внимание он уделяет детям и учениче­ским коллективам.

С детьми, как правило, школьный психолог работает индивидуально, чтобы выявить их эмо­циональные и учебные проблемы. Он обязан следить за динамикой индивидуально-психологи­ческих характеристик школьников. На протяже­нии многих лет психолог встречается с одними и теми же детьми, видит их успехи и неудачи. С не­которыми школьниками и их родителями психо­лог школы работает постоянно. В большинстве случаев — это так называемые «трудные дети». Бывают моменты, когда мнение психолога для ребенка более важно, чем мнение собственных родителей. Поэтому школьный психолог всегда должен ощущать ответственность за будущее детей, с которыми он работает.

Для достижения успеха на стезе школьного психолога необходимо иметь хорошие знания в области педагогической и возрастной психоло­гии, а также социальной психологии. Однако одних знаний недостаточно. Необходимо уметь понимать ребенка и сопереживать ему, не счи­таться со своим временем, быть готовым прий­ти на помощь ребенку и, самое главное, обла­дать терпением. Школьный психолог должен терпеливо вникать и разбирать, проблемы ре­бенка, те проблемы, которые для большинства взрослых людей кажутся несущественными.

термин «Социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология лично­сти (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией тесно связаны политическая психо­логия и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают Явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психо­логия — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты поли­тической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценност­ные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявля­ются да уровне политического, сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов реализуются в их конкретных политических действиях.

Медицинский психолог — это специалист, который участвует в диагностике и лечении эмоциональных и по­веденческих проблем, включая психические расстройства, наркотическую зависимость, брачные и семейные конфликты. Объектом профессионального внимания медицинского психолога являются больные люди. Для успеш­ной работы с ними психолог должен - обладать не только терпением, но и состраданием. Как правило, здоровому человеку трудно бывает понять переживания и поступки больного чело­века. Медицинский психолог должен уметь на­ходить общий язык с пациентом, но при этом одновременно должен оценивать степень адек­ватности его поступков и высказываний. Для того чтобы успешно овладеть профессией медицинского психолога, необходимо иметь соот­ветствующие личностные качества и хорошие знания в области психологии личности и меди­цинской психологии, уметь применять на прак­тике разнообразные методы психодиагностики и психологической коррекции.

Психолог частной фирмы — это специа­лист-универсал, который должен иметь всесто­роннюю подготовку. В большинстве фирм и частных предприятий психолог занимает долж­ности заместителя директора или менеджера по персоналу. Он отвечает за качественное комплектование штатных должностей компа­нии, контролирует работу сотрудников и орга­низует психологическое сопровождение их де­ятельности. Очень часто психолог выступает в качестве связующего звена между руковод­ством компании и ее персоналом, поэтому от него в значительной степени зависит успех раз­вития фирмы. Это очень хорошо понимают ру­ководители зарубежных компаний и наиболее прогрессивных отечественных фирм.

Для того чтобы успешно работать психо­логом фирмы, необходимо обладать такими личностными характеристиками, как способ­ность к эмпатии, коммуникабельность, высо­кий уровень интеллекта. Психолог частной фирмы должен иметь широкий кругозор и глу­бокие знания во всех отраслях психологической Науки, особенно в области экспериментальной Психологии и психологии труда, возрастной и социальной психологии, психологии менедж­мента; он также должен уметь организовы­вать и осуществлять профессиональный психологический отбор и психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников фирмы, иметь навыки в органи­зации рекламы, уметь работать с различными возрастными категориями людей.

Мы с вами рассмотрели лишь самую ма­лую часть сфер приложения профессиональных знаний психологов. Однако в любой рас­сматриваемой специализации отмечается, что помимо профессиональных знаний психолог должен обладать определенными личностны­ми качествами. Неслучайно многие известные психологи считают, что психология — это не только профессия, но и особое состояние души. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущий психолог должен не толь­ко приобретать знания, но и формировать в се­бе качества, которые необходимы для успеш­ной профессиональной деятельности.

Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие со­здание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества. Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей — медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В- область исследований ме­дицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтиче­ских целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболее общими являются: клиническая психология, включа­ющая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицин­ская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, на­блюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производствен­ном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности опера­торов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; ана­лиз психологической структуры деятельности операторов; исследование факто­ров, влияющих па эффективность, качество и надежность деятельности операто­ров: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработ­ка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психоло­гия. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким обра­зом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологи­ческой науки, необходимо, прежде всего, ознакомиться с ее фундаментальными ос­новами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: