Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде

Компетенция Конституционного суда Республики Беларусь

В соответствии со ст.1 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Нормы о Конституционном суде Республики Беларусь включены в главу 6 Конституции под названием «Суд». Этим подчеркивается принадлежность Конституционного суда к судебной власти.

Конституционный суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти. Он осуществляет судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Первоначально Закон наделял Конституционный суд правом рассматривать по своей инициативе дела о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией (ст.104), Конституционный суд по предложению депутатов Верховного Совета (не менее 70 чел.) обязан был вынести заключение о нарушении Президентом Конституции Республики Беларусь. В новой редакции Конституции указанные полномочия Конституционного суда упразднены.

Необходимо отметить, что компетенция конституционных судов европейских стран более широкая. К примеру, Конституционный суд Российской Федерации, кроме проверки конституционности (законности) нормативных актов, разрешает споры о компетенции между высшими органами государственной власти; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; по запросам конкретных государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд является единственным государственным органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Эта деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенностью конституционного контроля является отсутствие системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения. Этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетом, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного суда.

В связи с тем, что проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, возможна проверка конституционности всех норм «по вертикали». Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, суд может в своем решении указать на несоответствие Конституции и других нормативных актов.

3. Порядок формирования и состав Конституционного суда

Орган конституционного контроля в Беларуси формируется Главой государства совместно с законодательным органом. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются верхней палатой парламента – Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного суда.

Судьей Конституционного суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, являющийся специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень, и обладающий высокими моральными качествами.

Судьи Конституционного суда назначаются или избираются сроком на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

В конституционных судах европейских стран разное количество судей. Например, в Чехии, Венгрии и Польше – 15, в Румынии - 9 судей, в Болгарии - 12, в Литве - 9, в Украине - 18, России - 19.

Разбирательство в заседаниях Конституционного суда происходит открыто и устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.

Производство по делам в Конституционном суде осуществляется на началах равенства сторон и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, других участников заседания перед законом и судом.

Производство дел в Конституционном суде ведется на белорусском и (или) русском языках. Участникам заседания, не владеющим белорусским или русским языком, Конституционным судом обеспечивается право давать объяснения, показания, заявлять ходатайства на родном языке или на другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.

По всем вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного суда, по которым должно выноситься решение, Конституционным судом проводится судебное заседание. О времени и месте очередного заседания судьи Конституционного суда уведомляются не позднее, чем за десять дней до начала судебного заседания. Одновременно им вручается повестка дня заседания и необходимые для рассмотрения дела документы.

Заседания Конституционного суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Суда по собственной инициативе либо по требованию не менее трех судей Конституционного суда.

Судья Конституционного Суда должен заявить самоотвод при наличии обстоятельств, которые могут поставить под сомнение его объективность вследствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе разрешения конкретного дела.

На заседании Конституционного суда может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу принимается отдельное решение.

Заседание Конституционного суда по каждому делу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительных речей, а также для подготовки итогового решения. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон либо по усмотрению суда. После перерыва рассмотрение дела продолжается с момента, на котором оно было прервано. В перерыве судебного заседания Конституционный суд вправе также рассматривать текущие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

Производство по делу прекращается, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии предложения к рассмотрению, предусмотренные частью второй статьи 49 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь».

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны представлять Конституционному суду документы и другие материалы, проводить проверочные действия, оказывать помощь и содействие в связи с рассмотрением конкретного вопроса.

Конституционный суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам, по следующим критериям: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта; 3) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами; 4) по порядку принятия и введения в действие.

При проверке конституционности акта Конституционный суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Конституционный суд не осуществляет контроль проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Во всех заседаниях Конституционного суда независимо от характера рассматриваемого вопроса обязательно ведутся протоколы.

Присутствующие в зале судебного заседания лица обязаны вести себя по отношению к суду, сторонам, их представителям, другим участникам заседания и друг к другу корректно, не допускать во время заседания хождения по залу, разговоров между собой, реплик в адрес суда, участников заседания и какого-либо вмешательства в нормальный ход заседания.

Участниками заседания Конституционного суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, представители государственных органов, а также иные лица, приглашенные для участия в заседаниях по вопросу о проверке конституционности акта.

В заседаниях Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, председатели палат парламента, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым судом.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются инициаторы, обратившиеся с предложением о проверке конституционности акта, а также органы, должностные лица, подписавшие или издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос.

Лица, которым сторонами поручено представлять их интересы в Конституционном суде, именуются представителями. В качестве представителей сторон могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий. От одной стороны может быть несколько представителей.

Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать: руководитель органа, который инициировал предложение; руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт.

К рассмотрению вопросов, вынесенных на заседание, могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и граждане, располагающие необходимыми сведениями или материалами, имеющими значение для правильного разрешения дела или вопроса, включенного в повестку дня. Эти лица обязаны явиться в заседание суда по его вызову, сообщить известные им сведения по рассматриваемому вопросу, представить по требованию суда соответствующие материалы, которыми они располагают, ответить на вопросы судей и лиц, участвующих в судебном заседании.

При изучении вопроса и подготовке его к рассмотрению судьей Конституционного суда, а в заседании – судом, может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям либо конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности.

5. Решения Конституционного суда Республики Беларусь

Полномочия Конституционного суда реализуются посредством принятия им решений. Согласно ст. 36 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь», решением суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

В Законе и Регламенте Конституционного суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре.

О начале производства по делу Конституционным судом принимается решение. Послание о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд выносит различные по своей юридической силе решения, в том числе принимает заключения, то есть такие акты Конституционного Суда, которые являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Основанные на Конституции, они обладают высшей юридической силой и прямым характером действия.

Признавая тот или иной нормативный акт (его часть) не имеющим юридической силы, Конституционный суд выступает в роли «негативного» законодателя, поскольку «выводит» из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы.

Среди актов Конституционного суда наиболее распространенными являются решения, имеющие рекомендательный характер. Они не обязательны для исполнения, однако должны быть рассмотрены компетентными органами. В данном случае работает не сила акта Конституционного суда, а сила его аргументов.

Конституционный суд в последние годы стал шире практиковать принятие решений на основании ст.40 Конституции при обращении к нему граждан, общественных объединений, органов государственной власти по вопросам, имеющим общественно-значимый характер, и которые не удалось разрешить иным властным структурам.

Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).

Таблица № 1

Год                    
Число решений                    

В соответствии со ст. 38 Закона решения суда являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного суда вступают в силу сразу после их провозглашения.

Государственные органы и должностные лица обязаны исполнить решение (заключение) суда, то есть отменить, изменить или признать утратившим силу такой нормативный акт в установленный судом срок. Если государственный орган (должностное лицо) не исполняет решение (заключение) Конституционного суда, то возникает вопрос об ответственности за неисполнение решения суда.

В соответствии со статьей 40-2 Закона неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме общих мер конституционной ответственности существует и специальная ответственность. В частности, ст. 423 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: