Упражнения
- Вспомните, пожалуйста, какие проблемы были у вас во взаимоотношениях с вашими родителями в детстве. Пользуясь накопленным к настоящему времени жизненным опытом и полученными психологическими знаниями, постарайтесь точно определить причины возникновения этих проблем.
- Назовите типичные причины и симптомы (проявления) аномальных психологических явлений, характерные для детей раннего дошкольного возраста.
- Перечислите главные причины и признаки недостаточной психологической готовности детей шести-семилетнего возраста к обучению в школе.
- Припомните, пожалуйста, что в психологии и в поведении ребенка младшего школьного возраста чаще всего может беспокоить его родителей и учителей.
- Дайте развернутый, аргументированный ответ на следующий вопрос: по каким психологическим и поведенческим признакам, не проводя специального обследования ребенка, можно судить о том, что данный ребенок в чем-то существенно отличается от других детей, т.е. является нестандартным ребенком?
- Назовите, пожалуйста, основные причины и признаки реального ухудшения взаимоотношений между подростками и их родителями.
- Припомните, пожалуйста, типичные виды конфликтов, возникающих между взрослыми детьми и их разведенными родителями при образовании новой семьи.
Практические задания
- Выберите, пожалуйста, в качестве объекта психологического консультирования какую-либо хорошо знакомую семью (можно остановить свой выбор и на вашей собственной семье). Спросите родителей (или себя, если вы сами уже стали родителем), о волнующих их проблемах во взаимоотношениях с детьми. Соотнесите эти проблемы с теми, которые обсуждались в этой главе.
- Найдите какую-либо молодую семью или родителей, у которых есть ребенок в возрасте двух с половиной – трех лет. Проведите с ними психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений с ребенком. Определите, какие проблемы имеются у родителей в общении с ребенком. Дайте родителям психологически обоснованные практические рекомендации о том, как эти проблемы решить.
- Найдите, пожалуйста, среди ваших знакомых такую семью, где имеется ребенок, которого родители собираются скоро отдать учиться в школу. Поговорите с родителями этого ребенка, изучите его самого с целью более точного определения того, в каком отношении он готов и не готов к обучению в школе. Дайте родителям ребенка обоснованные рекомендации, касающиеся того, как лучше его подготовить к школе.
- Выберите семью, в которой родители озабочены ранним развитием своего ребенка. Проведите психологическое консультирование родителей и психологическое тестирование ребенка для выявления имеющихся у него задатков. Предложите родителям ребенка практические советы относительно того, как лучше развивать своего ребенка.
- Найдите среди своих знакомых родителей, которые имеют нестандартного ребенка. Проведите психологическое консультирование этих родителей. Предложите им конкретные рекомендации о том, как лучше с ранних лет обучать и воспитывать своего ребенка.
- Проведите полноценную психологическую консультацию с кем-либо из родителей, имеющим проблемы во взаимоотношениях с подростком. Посоветуйте родителям, каким образом эти проблемы лучше всего решить.
- Найдите семью, в которой один из ее членов, муж или жена, имеют взрослого ребенка от прошлого брака. Проведите психологическое консультирование данного родителя по вопросу о том, как избежать конфликта между взрослым ребенком и новым супругом в новой семье.