Логистика на речном транспорте

На речном транспорте России, имеющем богатую историю в первую очередь как транспортная отрасль – первопроходец в труднодоступные уголки страны с естественными водными путями, логистика как самостоятельная наука лишь начинает развиваться.

Безусловно, управление грузовой и коммерческой работой, управление работой флота и портов, управление работами по созданию и поддержанию в работоспособном состоянии водных путей, планирование и организация строительства флота и оборудования, строительства портов и шлюзов и т.д. не обходилось без использования методов логистики – науки о планировании, организации и контроле за всеми этими процессами, представляющими собой совокупность материальных, финансовых и информационных потоков и приводимых в действие многими поколениями работников речного транспорта.

За последние годы в связи с отказом от централизованного планирования и контроля, осуществляемого государственными и партийными органами, эти функции передаются руководителям предприятий или собственникам, индивидуально или коллективно определяющим стратегию и тактику развития и приоритеты предприятия.

Налицо резкое сокращение плановой и статистической работы предприятий, сокращение планов перспективного развития и самого развития ввиду отсутствия специальных фондов на многих предприятиях речного транспорта.

Однако, традиционные сферы деятельности, осуществляемые водным транспортом, сохраняются, хоть и имеют тенденцию перехода в частные руки. Это прежде всего добыча и перевозка минерально-строительных материалов, других навалочных грузов. Это водный туризм. Это - дорогостоящие и сравнительно прибыльные нефтеперевозки.

Речной транспорт, обладая многими ценными капитальными сооружениями, в которые были вложены финансовые средства и большой труд – речные пути, речные порты, вокзалы, судостроительно-судоремонтные заводы и т.д. - представляет собой интерес и как объект продажи в частные руки с последующим изменением деятельности, и как объект использования по своему основному назначению – организации грузовых и пассажирских перевозок.

Речные порты – крупные транспортные узлы, способные служить центрами мультимодальных перевозок внутри России, так как они обладают развитыми складами, подъездными путями и акваторией, оснащены современной перегрузочной техникой. Традиционно они обеспечивали и обеспечивают стыковку различных видов транспорта, организацию их оперативной обработки.

Грузовая и коммерческая работа на речном транспорте имеют богатую историю и учитывают разнообразные особенности обработки всех наземных и водных видов транспорта в условиях России.

Организация всех подразделений речного транспорта имеет все особенности развитой логистической системы: перспективное и оперативное планирование, диспетчерская организация и контроль, детализированная статистическая и финансовая отчётность.

На речном транспорте организация работ осуществляется по специальным технологическим схемам и картам, которые составляются и обосновываются квалифицированными работниками, имеющими богатый производственный опыт.

Типовые условия и схемы, инструкции работников, проекты развития подразделений разрабатываются централизованно проектно-конструкторскими и научными организациями, а также работниками Министерства транспорта РСФСР, имеющими производственный и научный опыт.

Однако, функции централизованного развития и финансирования постоянно сокращаются и бремя этих работ переносится на конкретные предприятия. Ввиду отсутствия финансовых источников эти функции часто выполняются руководителями предприятий, часто не имеющими достаточного времени, специальных знаний и опыта для проведения изыскательских и проектно-конструкторских работ.

Центральные институты, не получая поддержки и заказов ни от предприятий, ни от государства, вынуждены сворачивать работы или поддерживать их на минимальном уровне, за счёт сохранения опытного персонала, способного выполнять работы при минимальной зарплате в совокупности с пенсионным обеспечением.

В таких условиях логистические подразделения и разработки, выполняемые малыми научными или проектно-конструкторскими группами, могут оказаться конкурентноспособными, если они сумеют доказать свою полезность за счёт качественных работ, дающих возможность предприятиям увеличить прибыль или сократить убыток.

Эти работы могут иметь целью развитие или изменение как производственной, так и финансовой деятельности предприятия. Информационные системы могут быть направлены на привлечение новых клиентов, контроль за выполнением заказов, разработку перспективного развития предприятия.

Следует отметить, что деятельность транспорта вообще и речного в частности во многом определяется экономикой регионов и политикой государства. Так, при развитии строительных работ может существенно увеличиться прибыльность перевозок и портовых работ по перегрузке минерально-строительных грузов.

При разработке нефтяных месторождений в зоне действия речного транспорта (Каспий) речные перевозки и перевозки река-море могут оказаться конкурентноспособными даже в сравнении с трубопроводным транспортом, так как многие крупные города расположены вблизи больших рек и имеют развитые портовые терминалы и речные пути.

В целом, нужно отметить, что в новой системе хозяйствования речной транспорт продолжает поиск своего места. Несомненно, что был сделан большой шаг назад и много капиталовложений в речной транспорт, сделанных в Советское время, в настоящее время слабо используются. Однако и в отсутствии централизованного финансирования речной транспорт продолжает жить и приносить пользу гражданам.

Переход предприятий в частные руки и отказ государства от финансирования государственных программ (например, завоз грузов на Север для его освоения), означает сокращение прибыльности речного транспорта, способного приносить немалую пользу в деле освоения народных ресурсов. Однако современные методы логистики позволяют определить наилучшую стратегию и тактику работы предприятий и подразделений в самых трудных условиях, сравнимых с военными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: