ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ), ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.
ЭКОНОМИКА СТРАНЫ представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, осуществляющих воспроизводство в национальных границах. Используется термин «народнохозяйственный комплекс».
Элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам (группировка носит условный характер, так как один и тот же хозяйствующий субъект может относиться одновременно к различным группам).
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ. Соотношение макроэкономических элементов в народном хозяйстве.
Виды структуры:
1. Отраслевая.
2. Воспроизводственная. Соотношение между подразделениями воспроизводства, между потреблением и накоплением.
3. Региональная. Например, в РФ выделяется 3 группы регионов, добывающие, промышленные, агропромышленные.
СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ:
1. Материальное производство - производство благ в материально-вещественной форме.
|
|
2. Непроизводственная сфера – производство услуг.
ОТРАСЛЬ. Группа качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в народном хозяйстве.
Отрасли подразделяются на подотрасли и виды производства. Например, металлургия подразделяется на черную и цветную.
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ. Интеграционные структуры, основанные на взаимодействии различных отраслей, предприятий и т.д. Могут возникнуть внутри отрасли (пример: в рамках промышленности – топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, машиностроительный комплекс) или между отраслями (пример: агропромышленной комплекс, строительный комплекс).
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ. Совокупность институциональных единиц, имеющих похожие экономические цели и функции (крупная часть экономики, обладающая сходными характеристиками).
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ СНС (СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ).
1. Сектор предприятий.
a) Сектор нефинансовых предприятий. Предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг (коммерческие – с целью получения прибыли, некоммерческие – без цели получения прибыли).
b) Сектор финансовых предприятий. Предприятия, занимающиеся финансовым посредничеством.
2. Сектор государственных учреждений. Совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фонды социального обеспечения и т.д.
3. Сектор домашних хозяйств.
4. Внешний мир («остальной мир»).
Кластер - группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. В основе образования кластера – принцип территориальной локализации.
|
|
Кластеры имеют естественное происхождение. Сначала было замечено, что наиболее конкурентоспособные фирмы живут по кластерной логике. Выяснилось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.
В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для национальной экономики кластеры служат точками роста внутреннего рынка. Примеры кластеров: Голливуд, Силиконовая долина, Лас-Вегас.
Состав участников кластера:
1. Компании, производящие готовый продукт.
2. Поставщики материалов и оборудования.
3. Сервисные компании.
4. Научные центры.
5. Специализированные фирмы финансового сектора (банки, страховщики, лизинговые компании и др.)
6. Учебные заведения.
7. Государство.
Положительные последствия создания кластеров:
1. Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.
2. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение инноваций (например, через поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами).
3. В рамках кластера конкурирующие компании идут на сотрудничество.
4. Сокращение временного лага от инвестиций до отдачи за счет синергетического эффекта.