Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности и т.д.
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль.
Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность, прослеживается ли связь между активностью рекламы, уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.
|
|
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
Тема 5. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов).
В организации управленческого анализа и принятия управленческих решений большое значение имеет сметное планирование и анализ исполнения сметы (мониторинг).
Основные задачи сметного планирования сводятся к определению будущей цели, показателей продаж, поступлению средств.Сметное планирование – это только часть процесса составления бизнес-плана, с помощью которого менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность фирмы, компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды.
Наиболее важные подходы финансового прогнозирования можно разбить на три категории:
а) прогнозные финансовые документы;
б) денежный бюджет;
в) бюджет текущей деятельности.
1. Прогнозные финансовые документы представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем.
2. Денежный бюджет – это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Денежный бюджет – это весьма специфическое средство для ежегодного или еженедельного планирования, представляет собой движение денег. При этом концентрируется внимание исключительно на сфере получения и расходования денежных потоков. При подготовке денежного бюджета намечается временной график получения и расходования денег. Такой график показывает период за периодом чистое влияние прогнозируемой активности на остаток денежных средств. Выбор временного графика зависит от периода фирмы и условий ее коммерческой деятельности.
|
|
3. Бюджет текущей деятельности – это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям. Бюджет текущей деятельности является внутренним документом, и он связан с организационной структурой компании и с системой показателей, по которым оценивается ее деятельность.
Этот бюджет включает смету продаж и производственную смету. Смета продаж разрабатывается с целью показать прогнозируемую долю каждой единицы продукции в общей прибыли фирмы.
Производственная смета показывает затраты на производство планируемого объема продукции.
При составлении сметы продаж определяется прогноз уровня продаж в разрезе отдельных товаров в натуральном выражении в разбивке по регионам, представительствам. Далее оценивается уровень цен на каждый вид продукции. Цены зависят от трех факторов: условий ценообразования, конкурентной среды и эффективности затрат на производство в компании. Когда определена цена, рассчитываются выручка от реализации и производственные затраты реализуемой продукции. Разница между выручкой от реализации и производственными затратами – это результат от реализации без учета на доставку. Затем следует прогноз затрат на доставку товаров потребителям, если они осуществляются за счет компании. Контролируемые торговые издержки включают в себя заработную плату торгового персонала, командировочные и представительские расходы и расходы на формирование спроса и организацию сбыта.
Смета производства составляется также в натуральном выражении и включает:
а) объем производства для реализации по товарам;
б) запасы на начало;
в) запасы на конец.
Смета затрат включает расчет прямых материальных затрат, прямых расходов на оплату труда, общепроизводственные, общехозяйственные расходы.
Примерный производственный бюджет фирмы выглядит следующим образом. Период взят в квартал.
Примерный производственный бюджет фирмы
Виды затрат | Сумма (т. руб) |
Первоначальные сведения: | |
количество смен (5-дневная рабочая неделя) | |
количество отработанных дней | |
количество часов одной смены | |
количество станков в среднем | |
Объем производства в натуральном выражении: продукция А, штук продукция Б, штук | |
Коэффициент использования мощности | 95 % |
Потери рабочего времени из-за ремонта, час | |
Текущий бюджет Прямые затраты: заработная плата производственных рабочих сырье и материалы текущие поставки затраты на ремонт (зарплата и запчасти) электроэнергия на производственные нужды, освещение, отопление | 18,15 16,04 2,07 1,35 |
Итого, прямые затраты: | 40,23 |
Постоянные затраты: управление и контроль зарплата вспомогательных рабочих страховые и налоговые платежи износ | 1,65 8,55 2,61 6,1 |
Итого, постоянные расходы: | 18,91 |
Общехозяйственные накладные расходы (распределяются) | 21,6 |
Итого, затраты: | 80,74 |
При анализе исполнения бюджета продаж и производственного бюджета определяется отклонение фактической величины от прогноза или плана, выясняются причины отклонения. Анализ исполнения сметы позволяет оценивать деятельность отдела, подразделения с точки зрения экономии затрат, осуществлять контроль за издержками.
Для оценки деятельности начальника цеха необходимо обратить внимание на показатели себестоимости, качества и количества продукции. Оценка работы отдела маркетинга проводится по объему продаж его доли на рынке. Показатель прибыли необходим для оценки деятельности фирмы в целом. При этом используются различные аналитические методы и приемы.
|
|