Графическая форма планирования работы методического объединения

Основные направления работы 1 четверть II четверть
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Заседания МО Заседание 1 Тема: …   Заседание 1 Тема: …  
Совещания МО   Проведение предметной недели   Результаты олимпиады по трудовому обучению
Повышение квалификации учителей     Открытый урок Тема:... Учитель:...  
Обобщение опыта Взаимопосещение уроков
        Творческий отчет учи­теля
Выполнение стандарта образования по трудовому обучению   Срез знаний по трудовому обучению    
Самообразование Составление графика реализации тем по самообра­зованию   Отчет по теме самообразования учителя  
Работа по со­вершенствованию кабинета Подготовка к смотру кабинетов      
Внеклассная работа по предмету     Олимпиады по трудовому обучению Районный конкурс творчества
Участие в методической работе школы   Неделя методического мастерства   «Круглый стол»
Работа со школьной документацией Знакомство с Инструкцией о порядке формирования культуры уст­ной и письменной речи в общеобра­зовательных учреждениях РБ      
Председатель МО (ФИО)
             

На каждом заседании методического объединения ведутся протоколы. Они могут оформляться в тетради или на отдельных листах, которые потом брошюруются в отдельную папку.

Ведет протокол секретарь, выбираемый в методическом объединении, или руководитель методического объединения (если секретарь не выбирается).

Протоколы заседания методического объединения с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом.

Примерный образец протокола.

Протокол №

заседания МО учителей эстетико-трудового цикла

Присутствуют:

Отсутствуют:

Повестка дня

1._____________________

2._____________________

3.________

Вопрос 1.

Выступил:_______________________________

Краткое изложение выступления:____________

Решение заседания МО:____________________

Вопрос 2.

Выступил:______;________________________

Краткое изложение выступления:____________

Решение заседания МО:____________________

Председатель МО_______________________ (ФИО)

Секретарь МО__________________________ (ФИО)

Повышение квалификации путем самообразования

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность учителя, направленная на достижение определенных образовательных целей: повышение квалификации, удовлетворение общекультурного и профессионального запросов.

Самообразование является связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации, предметного мастерства и расширения кругозора педагога.

Выбор темы самообразования определяется:

• потребностью для учителя;

• уровнем научно-теоретической подготовки и владения практическими умениями и навыками, необходимыми в его педагогической деятельности;

• знанием основ преподавания предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания;

• анализом, выводами внутри школьного контроля за педагогической деятельностью педагога.

Методические темы для самообразования могут быть следующими:

• Использование современных педагогических технологий в пе­дагогической деятельности учителя.

• Современные методы и организационные формы обучения предмету.

• Проектный метод обучения предмету как основа педагогики сотрудничества.

• Использование информационных технологий в обучении предмету.

• Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышение качества образования.

• Реализация и использование активных форм и методов обучения.

• Воспитательная направленность уроков трудового обучения.

•Использование современных педагогических технологий в индивидуальной педагогической системе учителя.

•Развитие творческих способностей учащихся на уроках.

•Развитие познавательных интересов у учащихся при формировании трудовых навыков.

•Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения.

• Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей.

• Реализация личностно-ориентированного обучения школьников на уроках трудового обучения и другие.

• При затруднениях, возникающих при выборе темы самообразования, следует провести самодиагностику.

Можно воспользоваться критериями оценки деятельности

Критерии оценки деятельности и личности учителя (по В.Г. Быковой)

Пара- метры Критерии оценки Само- оценка
3 балла 2 балла 1 балл
Теория предмета Глубокое знание не только фундаментальных основ теории предмета, но и сверхпрограммного материала, постоянный поиск и использование нового, умение создавать содержательную основу, выделить главное, использовать межпредметные знания Достаточные знания в рамках программного материала, уверенное изложение, хорошее ориентирование в содержательной основе, умение применять знания в практической деятельности по предмету Удовлетворительные знания теории в рамках предметной программы и учебника, однако не может обходиться без планов, конспектов, памяток при изложении, затрудняется в практическом применении знаний  
Методика преподавания предмета Отличное методическое вооружение, богатый арсенал форм, методов и средств, творческое применение методических новинок и идей, тонкое методическое чутье и мастерская педагогическая техника Уверенное использование основного методического арсенала. Имеется тенденция к освоению новых методик и приемов работы, но чаще методом копирования и воспроизведения Имеет пробелы в методической подготовке, чаще действует методом «проб и ошибок», слабо владеет научно обоснованным выбором, привержен к стереотипам  
Знание теории воспитания Глубокое знание и творческое применение, отличное ориентирование в новейших исследованиях и передовом опыте Хорошие знания и тенденции к применению на уровне воспроизведения, повторения, копирования Удовлетворительные знания, нетворческий подход к применению, консерватизм, негибкость и т. п.  
Методика воспитательной работы Отличное методическое ориентирование, гибкая методическая система, богатый запас форм, методов, средств воспитательного воздействия, методическая самостоятельность, своеобразный методический почерк Достаточная методическая подготовка, тенденция к методическому совершенствованию в области воспитательной работы Удовлетворительная методическая подготовка, предпочтение традиционным формам и методам, методический консерватизм  
Знание педагогики Глубокое знание классической и современной педагогики, всех основных ее разделов, богатства педагогического наследия, творчества в динамике и его применение на практике Хорошие знания и тенденция к применению на уровне воспроизведения, копирования Удовлетворительные знания, консервативный подход к их применению, слабая ориентация в новых научных достижениях  
Знание общей дидактики Отличное знание классических систем и современной дидактики, умелое применение форм, методов, средств обучения, воспитания и развития, постоянное дидактическое совершенствование Хорошее знание основ классической и современной дидактики, стремление к пополнению дидактических знаний и умений Удовлетворительная ориентация в знаниях классической и современной дидактики, посредственное умение применять их на практике, узость дидактического мышления, приверженность стереотипам  
Социально-психологическая подготовка Глубокие и всесторонние знания в области общей, школьной и семейной психологии, психология личности и коллектива, разновозрастной и пр., творческое их применение, постоянное самообразование и самосовершенствование в этой области Достаточно прочные знания основ общей и школьной психологии, заметная тенденция к их применению Посредственные знания психологии, пренебрежение к их учету и использованию в практической деятельности  
Нравственно-этические качества. Педагогический такь Наличие «нравственного авторитета» педагога в коллективе, гуманизм, взаимоуважение, доверие, уравновешенность, интеллигентность в отношении с людьми, хорошее владение собой, справедливость и обязательность Проявление должного такта и уважения к людям, бывают срывы, ошибки, но самокритичен, стремится исправлять ошибки, изменять себя Неуравновешен в поведении, неустойчив эмоционально, неровен в отношениях с людьми, особенно зависимыми, младшими и т.п., частично несправедлив  
Искусство общения, Культура отношений Контактен, обладает высокими коммуникативными качествами, быстро сходится с людьми, располагает к себе, способен увлечь, повести за собой, умело разрешает конфликтные ситуации, владеет приемами профилактики и предупреждения конфликтов и т.д. Общителен, при необходимости находит подход к другим людям, проявляет в известных пределах гибкость, способен переломить себя, проявить готовность к улучшению отношений и т.п. Затрудняется в контактных отношениях и общении с людьми в силу особенностей характера и отсутствия специальной подготовки, прямолинеен, не учитывает личности, возраста, ситуации и т.п.  
Культура речи. Ораторское искусство Высокая культура речи, богатый лексический и словарный запас, умение владеть словом, искусен в «завоевании» аудитории, умеет убеждать словом и вести за собой Грамотная и насы­щенная речь, умело пользуется словом, особенно в малых группах общения, речь в достаточной мере образна, эмо­ционально насы­щенна и убедительна Удовлетворительная техника речи, невысокий темп речи; культура речи требует совершенствования, речь маловыразительна и малоубедительна, эмоционально бедна    
Сформированность основных педагогических умений (в совокупности) В совершенстве сформированы в совокупности проектировочные, конструктивные, организаторские, контролирующие, аналитические, корректировочные и другие умения и навыки Чувствуется дисбаланс в сформированности основных умений (одни лучше, другие хуже), недостаточен уровень «школы: учись учиться» Заметная несформированность важнейших педагогических умений затрудняет квалифицированный педагогический труд, ведет к ошибкам и промахам    
Педагогическая техника и НОТ учителя Совершенное, владение педагогическими приемами и техникой труда, стремление обеспечить педагогический сервис, рациональное использование времени, тенденция к интенсификации труда и т. д. В достаточной мере владеет техникой демонстрации опыта, эксперимента, использования ТСО, разумно относится ко времени, стремится к улучшению условии труда и т. д. Весьма удовлетво­рительное владение педагогической техникой, неумение грамотно распоряжаться ТСО, неумение организовать свой труд, труд учащихся, распределить время    
Общая культура и эрудиция, педагогический кругозор Высокий уровень общей культуры и эрудиции, начитан, ориентируется в моде и новых событиях, хорошо подготовлен в различных областях общественной культуры, эстетики, науки, техники, высокий авторитет в этом отношении у учащихся Проявляет устойчивый интерес к достояниям и ценностям общечеловеческой культуры и стремится приобщить к ним учащихся, имеет интересные увлечения, педагогический кругозор достаточно широк Уровень общей культуры и эрудиции невысок, пассивность в эстетическом развитии, отсутствие постоянного стремления к культурному самообогащению, развитию способностей, талантов и т. д.    
Воля, самостоятельность, инициативность Сильная воля, стремление к самостоятельности в решении поставленных задач, инициативен, творческая личность, способен увлечь, подчинить силой примера и убеждения Проявляет волевые качества в работе, вполне самостоятелен, иногда обращается за помощью, в главном стремится к дости­жению цели Не обладает сильной волей, скорее «ведомый», поэтому испытывает трудности в организаторской работе, малоинициативен, нуждается в подталкивании    
Эмоциональный тонус Состояние здоровья Высокий эмоциональный тонус, жизнерадостность, забота о здоровье, занятие спортом, здоровый образ жизни и т. п. Здоровье удовлетворительное, но стремится к его укреплению, нуждается в поддержке и внимании, эмоционально отзывчив и т. п. Здоровье и жизненный тонус неустойчивы, не прилагает должных усилий к их повышению    
Работа по созданию УМК, оптимальных условий труда, элементов НОТ в учебно-воспитательной деятельности Проявляет большую заботу, старание и умение в оснащении педагогического процесса, берет на вооружение новую технику, новые средства, все время совершенствуется в этом отношении Уделяет должное внимание организации труда в и рабочего места, созданию дидактической копилки педагога и ученика, однако делает это без учета требований гигиены, эстетики, дидактики и т. п. Весьма мало внимания уделяет организации труда и рабочего места, оснащение педагогического процесса бедно, пренебрегает требованиями НОТ    
Качество уроков, их соответствие современным требованиям, достижениям науки и ППО, КПД Полное соответствие новым требованиям, ППО, современным требованиям в сочетании с собственным педагогическим «по­черком», высокой КПД В основном отвечает современным требованиям и ведущим научным достижениям, к применению ППО, новинок (чаще подражание) Скорее традиционен, с низким КПД, потерями времени, малым нравственным потенциалом    
Уровень и качество внеклассной работы по предмету Тесная взаимосвязь с уроками, направленность на развитие интереса, профориентацию, углубление знаний, массовость и увлеченность, многообразие форм, смекалка и инициативный подход Хорошо организованная и отлаженная, но в рамках традиционных форм и административных требований Несистематическая работа с учащимися после уроков, весьма слабая материальная база, формальный подход и т. п.    
Нацеленность уроков и внеклассной работы по предмету на формирование прочных и глубоких знаний, умений и навыков на диагностической основе Опора на принципы интенсивного обучения, глубокое опережающее теоретическое обучение, систематическую практическую тренировку, тематический учет, зачетную систему, диагностику, высокий конечный результат системы уроков Тенденция к новым методам обучения, новой содержательной основе урока, опора на мотивацию - заметные позитивные изменения в знаниях и умениях учащихся Приверженность традиционной методике урока - перегрузка домашними заданиями, весьма посредственные знания учащихся, слабый интерес к учебе и предмету    
Нацеленность уроков на умственно-психологическое и нравственное развитие учащихся, формирование общеучебных умений и навыков, умений учиться Высокий идейно-нравственный потенциал уроков и внеклассной работы по предмету, их развивающий характер, планомерное формирование. у учащихся умений учиться вместе с формированием интеллекта Приложение усилий для организации развивающего обучения, комплексного решения задач обучения, воспитания и развития, заметные позитивные сдвиги в этом отношении на уроках учителя Явное предпочтение узко дидактическим задачам в ущерб задачам воспитания и особенно задачам общего развития учащихся    
Качество воспитательной работы с детьми, работы с родителями. Воспитательный потенциал педагога Высокая и продуктивная воспитательная активность педагога в классе, в школьном коллективе, на уроке и т.д. Поиск новых подходов, использование новаторских идей и педагогического наследия, комплексный подход к решению воспитательных проблем и т. п. Отдельные неудачи и промахи в воспитательной работе скорее объясняются несовершенством всей системы воспитательной работы в школе, нежели неумением или пассивностью учителя Слабые «звенья» в профессиональной подготовке учителя, личная пассивность и некоторые другие факторы не обеспечивают высокопродуктивной воспитательной работы    
Отношение педагога к труду, к творческому росту, непрерывному повышению квалификации. Методический вклад педагога Самоотверженное, творческое отношение к труду (работа прежде всего), любовь к детям, к профессии педагога, уважение к коллективным нормам и самодисциплина, всегда впереди, в творческом поиске, любит учиться, охотно делится с другими, к любому делу подходит с научных позиций, проявляет высокую общественно-методическую активность в школе, районе, области и т.д. Придерживается порядка и дисциплины в рамках норм и правил, аккуратен, исполнителен, с уважением относится к людям, подхватывает инициативу, стремится не отставать от коллег, участвует в общественно-методической работе, не отказывается от поручений, внедряет новое по мере производственной необходимости Пожалуй, требует контроля, нуждается в методической помощи, в общественно-методическом отношении пассивен, не проявляет особого интереса к новому, передовому, с недоверием относится к новациям, случаются просчеты в работе. В учебе и самообразовании инертен    
Работа по формированию и сплочению коллектива, нормализации микроклимата и взаимоотношений в коллективе Целенаправленная и профессионально грамотная работа в этом направлении, опора на знания психологии, социологии, медицины, идеи педагогики сотрудничества и коллективного творческого воспитания (КТВ) Тенденция к применению диагностики, опора на личностный подход и идею КТВ, но мешает формализм, традиционность, отсутствие системы Несистематические и профессионально безграмотное решение этих вопросов, чаще методом «проб и ошибок», с преобладанием словесных поучений и т.п.    
             

Определив для себя тему самообразования учитель планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависит от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

В плане предусматривается подбор литературы, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и др.

Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.

Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости - корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.

Для работы по самообразованию составляется перспективный и индивидуальный план профессионального развития учителя.

Перспективный план (на 3—5 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ф.И.О.)
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ:
  Год работы над научно-методической темой
п/п Содержание 20../ 20.. 20../ 20.. 20../ 20.. 20../ 20.. 20../ 20..
  Критерии          
  Развитие темы исследования по годам          
  Разработки по новым технологиям          
  Открытые уроки          
  Выступления на научно-практических конференциях          
  Выступления на МО по результатам работы          
  Выступление на МО          
  Участие в педсовете          
  Участие в конкурсе «Учитель года»          
  Подготовка публикаций          

Структура индивидуального плана профессионального развития учителя может быть следующей:

Индивидуальный план профессионального развития УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ф.И.О.)
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ:

1. Изучение психолого-педагогической литературы

Изучаемый материал Сроки Форма представления результата Отчет о выполненной работе
       

2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Что разрабатывает Сроки Форма представления результата Отчет о выполненной работе
       

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема обобщения опыта Сроки Форма представления результата Отчет о выполненной работе
       

4. Участие в системе методической работы

Тема Сроки Форма представления результата Отчет о выполненной работе
       

5. Участие на конкурсах в системе повышения квалификации вне школы

Тема Сроки Форма представления результата Отчет о выполненной работе
       
Оценка результатов профессионального развития за ___________ учебный год
Учителем  
 
 
 
 
Руководителем МО  
 
 
 
 
Администрацией  
 
 

Цель, задачи и содержание учебного предмета «Трудовое обучение»

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

– формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасных приёмов труда;

– развитие творческих, конструкторских способностей и познава-тельных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

– воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: