И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
Правовое положение страховых компаний
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ».
Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лил зарегистрированные в установленном порядке в и в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своё имени и на основании поручений страхователя и страховщика.
Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.
Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика)
ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
- Понятие, виды и характеристики рынка
- Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
- Понятие и виды монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Средства антимонопольного регулирования
- Регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках
- Понятие, виды и характеристики рынка
Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
В экономической литературе дается несколько определений рынка. Приведем некоторые из них. Рынок представляет собой:
а) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
б) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;
в) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Понимание рынка как «сферы обращения» предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативно-правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.
Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.
Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:
- возможность перемещения товара между территориями;
- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.
Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями.
Количественными показателями являются:
1) численность продавцов, действующих на данном рынке;
2) доли, занимаемые продавцами на рынке;
3) показатели рыночной концентрации.
К числу качественных показателей относятся:
а) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.
При этом потенциальными конкурентами могут считаться:
- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;
б) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей,
характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости от:
- концентрации - выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низко концентрированные рынки;
- развитости или неразвитости состояния конкурентной среды. и
- Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции. Провозглашенное в п. 1 ст. 34 право граждан на свободное предпринимательство обеспечивается нормой п. 2 этой же статьи, содержащей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержания конкуренции.
Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены «Мероприятия по решению задач государственной монопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках».