Деятельность предприятия
Объекты, составляющие хозяйственную
Лекция
1а)
1. - процессы снабжения
- производство
- реализация
2. финансовый результат(прибыль или убыток)
2)
- совокупность приемов и способов отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Элементы методов БУ:
1) документирование
2) оценка
3) калькуляция
4) инвентаризация
5) счета
6) двойная запись
7) баланс
8) отчетность
Использование каждого из элементов регламентируется нормативными документами РФ.
1) документирование
- способ первой регистрации хозяйственной операции, который осуществляется на основе правильного оформления документов.
Документ – оформленное в установленном порядке свидетельство о совершении хозяйственной операции. Оформляется по установленной форме и должно иметь все необходимые реквизиты (Закон о БУ, статья №9)
Реквизиты – наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
|
|
Документы классифицируются по:
1. по назначению:
а) распорядительные (приказ, распоряжение, чек)
б) исполнительные (удостоверяют факт совершения хозяйственной операции)
в) комбинированные - расходный кассовый ордер (сочетают признаки распоряжения и исполнения)
г) документы бухгалтерского оформления
2. по месту составления документов:
а) внутренние (на предприятии)
б) внешние – счет, предъявленный фирме (поступают извне)
3. по качественным признакам:
а) полноценные (те, которые составляются со всеми требованиями по заполнению)
б) неполноценные
4. в зависимости от обобщающей информации в документах:
а) разовые
б) накопительные
5. по степени механизации:
а) заполненные вручную
б) заполненные механизированным способом
в) заполненные частично механическим способом
6. в зависимости от полноты, содержащей информации:
а) отражающие все данные об объекте учета
б) содержащие только постоянные признаки
На каждом предприятии должен быть разработан план документооборота, номенклатура дел (1. Закон о БУ, 2. Журнал БУ №16 2000 г.)
Документы для этого элемента методов БУ:
1. Закон о БУ
2. Положение о документах и документообороте в БУ (приказ Министерства финансов СССР от 29.07.89 г. № 105)
3. Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 г. № 34н
2) оценка
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в БУ и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
|
|
Оценка осуществляется путем суммирования фактических затрат при приобретении имущества, созданиина собственном предприятии или безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости.
3) калькуляция
- исчисление себестоимости единицы отдельного вида продукции, работ или всей товарной продукции. Различают плановую, сметную, нормативную, отчетную или фактическую калькуляцию.
Существуют методы калькуляции:
а) нормативный
б) позаказный
в) попередельный (попроцессный)
Собираются затраты на производство продукции и их суммируют.
4) инвентаризация
1. Статья 12 закона о БУ
2. Приказ Министерства финансов от 13.06.1995 г. №49
Положение об инвентаризации «Методические указания по инвентаризации имущества и
финансовых результатов»
Для обеспечения достоверности данных БУ и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя. Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Обязательно проведение инвентаризации при:
- передаче имущества в аренду
- продаже, выкупе
- приватизации
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
- при смене материально-ответственных лиц
- при фактах хищения, недостач, злоупотребления
- в случае стихийного бедствия, пожара
- при реорганизации, ликвидации предприятия
- других случаях, предусмотренных законом
По результатам инвентаризации должен быть составлен акт. Выявленные при инвентаризации отклонения должны быть отражены на счетах БУ в следующем порядке:
1. излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия, у бюджетных организаций на увеличение финансирования
2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, а сверх норм на счет виновных лиц. Если виновник не обнаружен или суд отказал во взыскании убытков с него, то убытки списываются на финансовые результаты организации, у бюджетных организаций на снижение финансирования.
5) счета
Каждая хозяйственная операция исходя из ее экономического содержания обязательно затрагивает 2 объекта учета – т. е. 2 счета, т. к. она имеет 2-ой характер
сч. (счет)51 (расчетный счет)↓ - сч.50(касса)↑ -перевели деньги с р/с в кассу