При обработке поверхностей деталей наряду с отклонениями размера возникает отклонения формы и расположения поверхностей, которые оказывают влияние на работоспособность и качество работы изделий. Поэтому должны быть установлены нормы точности, ограничивающие эти отклонения.
Рассмотрим основные понятия.
Номинальная поверхность – это идеальная воображаемая поверхность, предусмотренная чертежом детали.
Реальная поверхность – это поверхность детали ее после изготовления. Геометрию реальной поверхности можно узнать лишь путем измерений с помощью средств измерений.
Реальная поверхность вследствие погрешностей при обработке и различных деформаций отличается от номинальной поверхности.
Отклонение формы – это отклонение формы реальной поверхности от формы номинальной поверхности. Отклонение формы, например, овалообразность цилиндрических поверхностей оказывает влияние на износостойкость цилиндрических соединений, работающих в условиях износа (поршень и цилиндр двигателя внутреннего сгорания) и в ряде других случаев, поэтому возникает необходимость ограничения этих отклонений, т.е. установление норм точности – допусков.
|
|
Количественное определение величин отклонений формы и расположения производится относительно прилегающих линий, поверхностей.
Прилегающая окружность – это окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения (рис. 4.8) или максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности вращения.
Отклонение формы профиля цилиндрической поверхности в плоскости поперечного сечения (виды отклонения от круглости) – это овалообразность (рис 4.8) и огранка. Овальность – отклонение от круглости при котором реальный профиль представляет собой овалообразную фигуру. При огранке реальный профиль выглядит в виде многогранной фигуры с четным или нечетным числом граней.
Отклонения формы в плоскости продольного сечения – конусообразность, бочкообразность и седлообразность показаны на рис. 4.9.
Конусообразность – отклонение профиля в плоскости продольного сечения, действительные размеры монотонно изменятся от одного торца детали к другому.
При седлообразности – диаметры увеличиваются от средины к торцам, а при бочкообразности наоборот.