33.
34. Три распространенных и три правильных подхода
35. к формированию функциональных
36. обязанностей
37. Для решения задачи создания и поддержания в актуальном состоянии ядра должностной инструкции — Положения о функциональных
38.
39.
40. обязанностях — полезны специальные программные продукты класса orgware, точно и оперативно фиксирующие и сопровождающие организационно-функциональную модель (см. схему 1.10). Эти продукты реально поддерживают новы информационные технологии, которые способны работать с неколичественной и не всегда четкой информацией.
41. У современных методов управления существует определенная «технологическая зависимость» — без специальных средств поддержки они не только не реализуемы, но многие задачи не могут быть даже поставлены. На этом, кстати, основан и весь реинжиниринг бизнес-процессов, толчком к которому служат новые возможности информационных технологий. Именно «бумажные» методы создания и актуализации кадровых документов дискредитировали в России хорошую бюрократическую идею документирования деятельности (у «немцев», говорят, такие документы поддерживались, но что «немцу» в радость, то...). «Старые» программные продукты в области управления персоналом в лучшем случае автоматизируют старые же методы работы, а то и вовсе ограничиваются областью формального учета (инвентаризации!) кадров, без явного упоминания, чем эти кадры занимаются.
|
|
42. Известны три наиболее распространенных сейчас способа формирования содержательной части должностных инструкций:
43. 1. Умозрительная корректировка старых документов.
44. 2. Составление должностных инструкций по результатам опроса сотрудников на рабочих местах.
45. 3. Использование тарифно-квалификационных справочников.
46. 11осле составления документа тем или иным способом он согласовывается и подписывается сотрудником. Все способы с разной степенью могут зафиксировать, что делает или должен делать каждый отдельный сотрудник, но общая картина деятельности для того, кто пять роль каждого в общем процессе то удостовериться, что все много работают, остается непрозрачной. Сравнительную ценность отдельных функций сотрудника для реализации целей компании да и вообще их взаимосвязь проследить трудно. Правильных путей тоже три. Назовем их условия
47. 1. Дедуктивный (сверху вниз).
48. 2. Индуктивный (снизу вверх).
49. 3. «От процессов».
50. В первом случае руководителям предлагается взглянуть на нее свежим взглядом — представить ее в виде «черно»: структура которого неизвестна, и с шествующее состояние: что компания предлагает миру, какие бизнес-функции помогают этому, какие подсистемы (функции) менеджмента регулируют деятельность компании. Функции могут формироваться не только «из методом «мозгового штурма», но и из типового классификатора или из референтных моделей аналогичных предприятий. Далее структура «черного ящика» раскрывается и описываются существующие (за основу берется, например, штатное расписание). Функции последовательно детализируются с тем, чтобы функции, необходимые на уровне предприятия, были доведены до конкретных исполнителей. Этот самый радикальный («нулевой») вариант может быть применен на сравнительно небольших предприятиях, когда требуется серьезная перестройка бизнесов, очистка от старой неэффективной деятельности и ее носителей.
|
|
51. Второй (индуктивный) способ прима на достаточно успешных предприятиях, он крайне внимателен к положительному опыту. старается его сохранить и систематизировать. После поведения этой работы такой бизнес становится воспроизводимым, например в филиале или на региональном дочернем предприятии.
52. Счем придется столкнуться даже на самом «разуспешном» предприятии, - это почти полное отсутствие документов, регламентирующих бизнес; в лучшем случае это пожелтевший листок с квадратиками («структурная схема») штатное расписание, телефонный справочник или все те же «запыленные» должностные инструкции, представляющие интерес для историков фабрик и заводов. Тем не менее любые сведения о компании надо тщательно собрать, сгруппировать функции по подразделениям и занести это в orgware (или. по-русски, «структуризатор») в качестве первичных таблиц — «классификаторов». В отдельные классификаторы нужно занести оргзвенья и бизнесы (товары, продукты и услуги) компании.
53. Если документы отсутствуют или ясно, что они абсолютно недостоверны, можно начать с анкетирования персонала компании. Причем желательно провести опрос на двух уровнях: топ-менеджеров, отвечающих за функциональные направления или отдельные бизнесы (какие функции, по их мнению, выполняют подразделения), а также сотрудников этих подразделений (что они делают на самом деле). Таким образом, подучатся три первичные модели компании: «по документам», «взгляд сверху» и «взгляд снизу».
54. Устранив неизбежные противоречия между «тремя моделями», можно перейти к следующему этапу — классификации функции по компонентам менеджмента и основным бизнес-процессам. Функции в первичных классификаторах размечаются по типам, а затем сводятся в базовые классификаторы— «функции менеджмента» (п отдельно «бизнес-функции»). Цель этой работы — выделение реальных коп-туров управления (замкнутых управленческих циклов) и производственно-коммерческих цепочек, реализуемых в компании (многие существующие на предприятиях функции и документы достались «в наследство» от нерыночных способов управления, не несут значимой информации, создавая лишь видимость деятельности и лишние затраты). Далее, полученные классификаторы необходимо согласовать, то есть найти на предприятии сотрудников, компетентных и берущих на себя ответственность в различных областях. Теперь все становится просто. Согласованные классификаторы «функций» и «бизнесом» проецируются на классификатор оргзвеньев (закрепляются исполнители). На этом, в первом приближении, заканчивается этап создания системно-функциональной модели предприятия и Положения об организационной структуре, которое orgware с легкостью генерирует из этой модели. Дальнейшая детализация функций и звеньев (до сотрудников) и рассмотрение модели orgware в различных срезах позволяют получить и другие базовые отчеты, например Положение об организации маркетинговой работы или Положения о подразделениях и службах. внизу этой «пирамиды организационного программирования» и лежат искомые- Положения о функциональных обязанностях сотрудников, которые непосредственно вытекают из необходимых предприятию функций.
|
|
55. И наконец, третий путь — это метод создания должностных инструкций, идущий от описания бизнес-процессов. Он наиболее точно позволяет выявить все бизнес - операции, реализуемые сотрудниками, связав их при этом с существующим документооборотом. На этапе моделирования бизнес-процессов требуется не просто пересчитать и закрепить бизнесы и функции, а определить взаимодействие между элементами ранее описанной организационно-функциональной структуры. Если вспомнить, что даже первое упражнение (инвентаризация функции) па подавляющем большинстве компаний не доведено до конца, то что говорить о следующем этапе, который па порядок труднее. Тем не менее и здесь существуют программные продукты, осуществляющие технологическую поддержку, а некоторые поддерживают оба метода описания и функциональное, и процессное. Очевидно и то, что после описания процессов мы полу чаем более полное представление о деятельности конкретных сотрудников.
56.
Введение
Переход от плановой к рыночной экономике является сложным народнохозяйственным и производственно-экономическим процессом, проблемы которого нельзя решить немедленно. Более того, эти проблемы обостряются во всех странах.
Остановимся на проблемах, которые влияют, прежде всего, на кадрово-экономическую политику фирм и на поведение каждого отдельного человека:
1. Создание (возникновение) рынка труда;
2. Увеличение расходов на заработную плату;
3. Изменение в системе культуры и ценностей и др.
Переход от плановой к рыночной экономике привел к возникновению рынка труда, который характеризуется высвобождением рабочей силы и увеличением числа лиц, ищущих работу.
Возникновение рынка труда и появление безработицы ставят перед людьми новые проблемы. Каждый человек должен быть готов к тому, что его могут уволить, что ему могут отказать в получении работы.
|
|
В связи с этим, люди, чтобы улучшить свои шансы на получение работы, должны быть готовы к постоянному совершенствованию и даже смене профессии. При этом они сами должны принимать решения, на какую профессию переквалифицироваться.
Кроме того, прежде работники обычно без особого труда находили рабочее место вблизи своего жилья и зачастую работали там всю жизнь. Теперь некоторые люди в поисках работы могут даже изменять место жительства, т.е. они должны быть готовы к мобильности.
Каждый человек должен научиться тому, каким образом следует предлагать себя на рынке труда, как правильно заполнить документы, как готовить и проводить переговоры о приеме на работу. Зачастую претендент терпит неудачу при заполнении письменных документов, например, заполняя их не по форме, допуская орфографические ошибки, сообщая неполные данные и прикладывая плохие фотографии.
Возникают новые проблемы и у предприятий, особенно у отделов кадров. Так, из большого количества претендентов нелегко выбрать человека, соответствующего требованиям, предъявляемым к рабочему месту и предприятию в целом. Необходимо применять новые, научно обоснованные методы отбора, которые позволяют соблюсти объективность при отборе. Это важная задача управления персоналом.
Увеличение затрат на заработную плату, т.е. изменение структуры расходов, также предъявляет новые требования к управлению персоналом. Это касается всех его функций (начиная с подбора и кончая сокращением персонала). Видимо, в том случае, когда рабочая сила перестает быть дешевой, нельзя допускать излишнего персонала на фирме.
Развитие научно-технического прогресса и усложнение труда приводит к повышению квалификации работников, что порождает проблемы с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, растут расходы, связанные с его обучением и переобучением (в этих условиях увольнение работников, на обучение которых фирмой затрачены значительные средства, крайне нежелательно). Кроме того, увольнение работников может способствовать утечке различной информации, которая для фирмы является коммерческой тайной (ноу-хау, например)..
Нельзя не отметить и тот факт, что даже в условиях очень высокой безработицы не всегда можно найти нужного квалифицированного работника, а также нет никаких гарантий, что он будет лучше уволенного.
Таким образом, работники отделов кадров должны очень бережно относиться к персоналу и менять методы работы с ним, которые ранее ограничивались/только приемом и увольнением сотрудников.
Большое значение, в связи с вышесказанным, имеет повышение производительности труда.
Известно, что выраженному в процентах снижению трудоемкости соответствует равное снижение затрат на заработную плату в себестоимости единицы продукции. Если выраженную в процентах экономию (перерасход) по данной статье, умножить на долю статьи в общей сумме плановых затрат, то можно определить относительное изменение общей суммы фактических затрат по сравнению с плановыми.
Каждое очередное повышение заработной платы без соответствующего повышения производительности труда ухудшает конкурентоспособность продукции предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике происходят изменения и в системе ценностей. Так, возникновение новых и более широких возможностей приводит к увеличению роли денег.
В условиях безработицы более высокую ценность по сравнению с прошлым имеет получение работы.
■ Происходят изменения в отношениях между сотрудниками на предприятиях. Они становятся эгоистическими. Часто возникают напряженные отношения между работодателями и работниками наемного труда, которые основываются прежде всего на собственности.
Со стороны работодателей значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Допускаются явления
раннекапиталистического характера: незаконные увольнения, неоплата сверхурочных работ, несвоевременная выплата заработной платы, ухудшение условий и охраны труда, трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке.
В основном эти явления связаны с общим изменением социально-экономических условий, с несоответствием действующих норм трудового права новым общественным и экономическим отношениям, с ослаблением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, с неподготовленностью судебной системы к рассмотрению резко возросшего числа обращений за судебной защитой трудовых прав.
В настоящее время назрела необходимость обновить действующее трудовое законодательство и принять новый трудовой кодекс, в котором должно быть предусмотрено:
• установление на федеральном уровне государственных минимальных
гарантий в сфере труда;
• изменение подходов и принципов в сфере регулирования трудовых от
ношений, в частности, расширение договорных начал и учет необходимости поддержания определенного равновесия между интересами работников и работодателей;
• повышение уровня социальной защиты работников при структурной перестройке, банкротстве предприятий, приостановке производства по
причинам экономического характера и в некоторых других особых ситуациях.
В новом Трудовом кодексе должно найти отражение изменение роли субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений исходя из того, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения России и ее субъектов.
Кроме того, необходимо приступить к формированию системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров.
Для этого предполагается на первом этапе сформировать структуры досудебного рассмотрения трудовых споров, основанные на принципах паритетного участия социальных партнеров, и организовать в системе действующих судебных органов специальные составы судебных работников.
Выделение специальных судебных составов и организация их работы потребует разработки нового Трудового процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего привлечение представителей сторон трудовых отношений к участию в рассмотрении дел.
На втором этапе предусматривается создать специализированные суды по трудовым делам.
В последнее время отмечается значительная дифференциация в оплате труда. Так, соотношение в уровнях оплаты труда работников с самой низкой и наиболее высокой заработной платой возросло с 1 к 4 в начале 90-х годов до 1 к 26 в настоящее время. Эта дифференциация также порождает социальную напряженность на предприятиях и усиливает в обществе в целом.
Одной из задач управления персоналом является смягчение в коллективах предприятий напряженности из-за значительной дифференциации в оплате.
Понятие "управление персоналом" (менеджмент персонала; кадровая экономика) имеет три значения: -
1. функциональное;
2. институциональное (организационное);
3. научной и учебной дисциплины.
В функциональном отношении под этим понятием подразумеваются все задачи и* решения, связанные с работой в области кадров.
Управление персоналом включает следующие направления деятельности:
1) анализ рабочих процессов;
2) определение потребности в работниках;
3) использование персонала;
4) набор, отбор персонала;
5) повышение квалификации и продвижение по службе;
6) определение вознаграждения по результатам труда;
7) обеспечение безопасности;
8) регулирование трудовых отношений;
9) дисциплина, контроль, оценка действий;
10) профилактика и ликвидация конфликтов;
11) составление расписания (графика) работы.
В организационном отношении этим понятием охватываются все лица и институты, несущие ответственность за работу с кадрами: руководящие лица, отдел кадров и т.д.
В качестве учебной и научной дисциплины управление персоналом является одним из разделов менеджмента. При этом управление персоналом тесно связано с социальными науками.
Сильное влияние на расхождение толкований оказывает переводная литература, с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины как:
Personnel administration — администрирование персонала (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование персонала), отношения между администрацией и подчиненными;
Personnel management - управление персонала (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности), трудовые отношения, взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками;
Personnel relation - отношения с персоналом и т.п.1
При попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне вопроса. Остановимся на некоторых определениях, приводимых в последние годы в работах отечественных и зарубежных экономистов.
Схема 1. Определение сущности категории «управление персоналом»
_________ Источник____________________________ Определение__________________
Галенко В.П. Управление пер- Управление персоналом - это комплекс взаимосвязан-
соналом и эффективность ных экономических, организационных и социально-
предприятий, СПб.: СпбУЭФ, психологических методов, обеспечивающих эффектив-
1994, с.54. ность трудовой деятельности и конкурентоспособности
____________________________ предприятия.___________________________________
Управление персоналом орга- Управление персоналом — это формирование и направ-низации / под ред. Кибанова ление мотивационных установок работника в соответст-А.Я., - М.: ИНФРА-М, 1998, вии с задачами, стоящими перед организацией.
с.62._____________________________________________________________________
Шекшня СВ. Управление пер- Управление персоналом - это обеспечение организации
соналом современной органи- необходимым числом работников, выполняющих тре-
зации, М.: «Интелл-Синтез». буемые производственные функции. Эффективность
1997, с.43. управления персоналом определяется степенью реали-
____________________________ зации общих целей организации._________________
Иванцевич Дж.М, Лобанов Управление персоналом - это деятельность, выполняе-
А.А. Человеческие ресурсы мая на предприятиях, которая способствует наиболее
управления, М: «Дело», 1993, эффективному использованию работников для достиже-
с. 11-22. ния организационных и личных целей. Эффективность
управления персоналом определяется степенью и сро
ками выполнения, поставленных УП-структурами спе-
цифических, варифицируемых задач
Марр Р., Флиастер А. Сло- Управление персоналом - это область деятельности,
варь//Человек и труд, 19944, важнейшими элементами которой являются определение
№1 —с. 127.1. потребности, привлечение, введение в работу, развитие,
контроллинг, высвобождение персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждения и социальных услуг, управление затратами на персонал и руко-
____________________________ водство сотрудниками.___________________________
Маслов Е.В. Управление пер- Управление персоналом - это системное, планомерно
соналом.предприятий, М.: организованное воздействие с помощью взаимосвязан-
ИНФРА-М, 1998, -с.46. ных организационных, экономических и социальных
мер на процесс формирования и перераспределения
рабочей силы на уровне предприятия, на создание усло
вий для использования трудовых качеств работников в
целях обеспечения эффективного функционирования
предприятия и всестороннего развития занятых в нем
работников. Эффективность управления персоналом
определяется наиболее полной реализацией поставлен-
____________________________ ных целей при сокращении издержек на персонал.____
До последнего времени в нашей стране, а также в других социалистических странах не было специального учебного направления, касавшегося управления персоналом. В качестве специального предмета в институтах изучался курс "Экономика труда", в котором зачастую неофициально исходили из механистического (тейлористического) представления о человеке. Официально же этот подход критиковался и характеризовался как "научная" система выжимания пота".
1. Основной текст
Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению:
1. Управление производством (операциями), т.е. технической стороной
производства;
2. Управление трудовыми ресурсами (главное здесь - психологические
факторы, мотивация, стимулирование).
В настоящее время наблюдается переплетение этих подходов. Например, в кружках качества не только решают проблемы качества, но и удовлетворяют потребности в общении, причастности к управлению.
Рассмотрим основные школы в управлении.
Классическая школа управления (1911 г.)
Основана на глубоком разделении труда и рационализации трудовых движений.
Предложена американским инженером Фредериком У. Тейлором. Суть состоит в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом звене. Тейлор считал, что многие операции ручного труда можно усовершенствовать, используя наблюдения, замеры, анализ, т.е. он пытался устранить ошибочные, лишние, непродуктивные движения (рационализация работы). Для контрольного выполнения операций назначались самые сильные, ловкие и искусные рабочие. Показатели их выработки, зафиксированные поэлементно хронометражем, устанавливались затем как норма, обязательная для всех рабочих. Вычислялось также минимальное время, необходимое для неизбежных производственных задержек и отдыха.
Тейлор определял тот объем работы, выполняя который соответствующим образом, рабочий может отдавать рабочую силу в течение длительного времени. В результате возникло научное направление, которое получило название: "Научная организация труда".
Принципы Тейлора:
• планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию - рабочие;
• техники находят одно решение, которое не обсуждается;
• чем больше разделение труда, тем выше производительность;
· чем больше рабочий работает, тем он больше получает;
· каждого человека, независимо от квалификации, можно поставить работать.
Таким образом, согласно концепции Тейлора необходимо оптимально приспособить человека к машине.
Интерес представляют работы немецкого социолога Вебера. Он указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы. Функционирующую организацию можно "разложить" на составные части и "пронормировать" работу каждой из них.
Вебер предлагал строить организации по линейному признаку (т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником). Отсюда он предлагал регламентировать функции и количество управленцев. Однако впоследствии было выявлено, что количество служащих и объем работы не всегда связаны между собой. Этот постулат был назван законом Паркинсона.
Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено Анри Файолем.
Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений.
1) техническая деятельность.
2) коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен).
3) финансовая деятельность (поиски капитала и его использование).
4) защитная деятельность.
5) бухгалтерская деятельность.
6) администрирование (воздействие на личный состав).
Основной функцией управления он считал администрирование. Им были сформулированы следующие принципы управления.
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направлений (одна цель).
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях).
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала (снижение текучести).
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух (персонал и руководство фирмы).
"Кроме того, А.Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и улучшить линейную структуру (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).
По мере развития новой техники (термин "новая техника" применяется к широкому кругу оборудования, принцип действия которого основан на использовании микросхем и соответствующего программного обеспечения) наблюдается достижение большей гибкости производства. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляются самим коллективом.
В данном случае мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой * управления персоналом. Результат зависит от воли и возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт требовал поиска новых подходов к управлению.
Школа человеческих отношений, поведенческая школа
(30-е годы)
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее получивших наименование "школы человеческих отношений", стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо. Интерес представляют проведенные им исследования на заводе Хоторна.
Школа "человеческих отношений" явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную "социальную систему". К этому времени распространение получили взгляды, согласно которым отдельные люди представляют нечто гораздо большее, чем производственный фактор. Они - члены социальной системы любого предприятия - являются потребителями создаваемых товарных услуг и существенно влияют на спрос. Они - члены таких организаций, как семья, школа и тому подобное.
По Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой. Его основные тезисы таковы: 1) люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
2) в результате промышленной революции и рационализации процесса
труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность,
поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
3) люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
4) работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их
желание быть понятыми.
В рассматриваемой концепции руководитель промышленного предприятия выполняет две главные функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на максимизацию прибыли, вторая. - на создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов и групп.
Менеджмент стремится подвести проблемы группового сотрудничества под технологические проблемы производства.
Поведением человека в различных жизненных ситуациях (а не конкретно в производственной среде) занимались и другие ученые -Карнеги, Маккензи и т.д.
В этой сфере много неразработанных вопросов, и многие проблемы, имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования.
Например, в теории управления практически не учитывается деление работников по темпераменту (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики).
Темперамент - совокупность психологических свойств человека, имеющих основу в наследственных характеристиках нервной системы и проявляющихся в поведении человека и типе реагирования на внешние условия.
Черты темперамента имеют устойчивую природу и остаются неизменными у человека всю жизнь (т.е. черты личности и характера могут поддаваться изменению и воспитанию, а черты темперамента - нет).
Сангвиник - подвижен, энергичен, уравновешен, имеет быструю реакцию, живую речь и движения, активно мыслит. Обладает высокой работоспособностью. Плохо работает в условиях однообразия, но хорошо - на ответственных местах. Поэтому перед ним надо ставить новые цели. Его можно критиковать - он малочувствителен.
Холерик - легко возбудим, речь и движения стремительны, реакция импульсивна, обладает высокой работоспособностью, инициативностью в работе. Нужен там, где начато новое дело. Он не прислушивается к мнению других.
Меланхолик - эмоционален, не способен длительное время переносить перегрузки, имеет речь и движения медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения. Ему нужна эмоциональная поддержка, регулярный отдых. Обычно это наблюдательные люди, избегающие конфликтов.
Флегматик - медлителен, имеет медленно нарастающую, но длительную реакцию, мыслит медленно, но основательно. Имеет хорошую работоспособность, но ему надо много времени, чтобы вработаться. Сильно привыкает к условиям работы, хорошо ее воспроизводит. (Лучшие конструкторы, экономисты, бухгалтеры - флегматики.) Задания ему лучше давать в письменной форме. Усваивает новое долго, но зато очень основательно, хорошо уживается, не поддается панике.
Также в области промышленного управления не изучены специфические возможности коллектива в зависимости от национальности, вероисповедания, возраста, пола, образования.
Поведенческая школа носит скорее эмпирический, чем теоретический характер.
Однако очевидно, что на исполнителя оказывают влияние не только материальные, но и психологические и социальные факторы.
Работы представителя поведенческой школы Мэри Фоллет затрагивали такие категории, как "власть", "авторитет", их разграничение, неформальное восприятие, ответственность, делегирование ответственности и др. Кроме того, рассматривались проблемы конфликтов и их разрешения. Она указывала, что результаты могут быть достигнуты под влиянием сил, порожденных взаимодействием коллег в рамках трудового коллектива.
Отдельно изучались вопросы утомляемости. Эта проблема глубоко изучалась и в нашей стране.
Другим представителем этой школы является американский психолог А.Маслоу. Он отмечал, что поступки людей определяются не только экономическими силами, но и различными потребностями, которые могут быть только частично удовлетворены с помощью денег. Развитие психологии, социологии сделало изучение поведения строго научным.
Большой вклад в изучение поведения людей внесли представители бихевиоризма - Герцберг, Макгрегор, Лайкерт.
Бихевиоризм - направление американской психологии. Его представители считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как ответ (реакция) на воздействие среды.
Эти исследователи изучали мотивацию, характер власти, организационные структуры, коммуникации, лидерство и т.д. Школа поведенческих наук сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений.
Последователи этой школы считали, что правильное применение науки о поведении всегда приводит к повышению эффективности. Но на самом деле это утверждение справедливо только для отдельных работников и только в некоторых ситуациях.
Два вышеприведенных подхода (школы) - две крайности в управлении (либо полное игнорирование человека, либо наоборот).
Ситуационный подход (60-е гг.)
Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.
Тренировочные задания | Ответ / Решение |
1.На сколько процентов изменится полная себестоимость единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, вследствие роста производительности труда, если в базисном периоде доля затрат на зар. плату в себестоимости единицы продукции составляла 20 % и за счет повышения производительности труда планируется снизить затраты на заработную плату на единицу продукции на 8 % |
К началу 70-х годов управление человеческими отношениями конституировалось в специальную управленческую функцию, получившую наименование "управление персоналом". Ее основная цель состоит в том, чтобы, повышая благосостояние работника, вместе с тем дать возможность вносить свой максимальный личный вклад в эффективную работу всего предприятия. Управление персоналом связано главным образом с методами подбора, обучения и переподготовки кадров, проблемами занятости персонала, эффективным использованием оборудования, организацией совместных консультаций между предпринимателями и рабочими, а также с общепризнанными процедурами урегулирования трудовых споров.