Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.
Различают следующие формы внешнеэкономической деятельности:
• экспортные сделки;
• импортные сделки;
• реэкспортные сделки;
• встречные сделки.
Экспорт — это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.
Импорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.
Реэкспорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.
Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.
|
|
Основные этапы внешнеторговой сделки:
маркетинговые исследования внешнего рынка и выбор товара;
поиск и выбор контрагента;
установление делового контакта с партнером;
оформление заказа покупателем;
исполнение заказа продавцом;
условия поставки и расчеты за ее выполнение. Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов — иными словами, оно должно разрабатывать определенную экспортную политику.
Экспортная политика предприятия предполагает разработку стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен, уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.
Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия является формирование и управление экспортным ассортиментом товара. Основная задача заключается в том, чтобы экспортер своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые соответствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют требования определенных категорий зарубежных покупателей.
Формирование такого ассортимента — это проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между старыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного производства, наукоемкими обычными товарами или лицензиями, ноу-хау. Типичные попытки овладения рынком: вначале изготовитель товара пытается выйти на рынок самостоятельно, а далее он может действовать по схеме, представленной на рис. 17.1.
|
|
Для совершения сделки купли-продажи необходимо как минимум чтобы один из участников имел товар и желал продать его, а другой хотел и мог бы его купить (верхняя строка рис. 17.1). Но отечественному владельцу товара бывает трудно, а порой просто невозможно сразу выйти на потребителя товара за границей, и он вынужден обращаться к иностранному посреднику (вторая строка в схеме). Иногда собственнику товара выгоднее воспользоваться услугами отечественного посредника-продавца, чем самому заниматься реализацией товара на внешнем рынке, и тогда поиски потребителя ложатся на экспортера (третья строка). Наиболее часто во внешней торговле услугами посредников пользуются обе стороны: и собственник товара, и потребитель (четвертая строка).
На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.
Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие.
Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняются правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют но месту ее заключения.
Основными условиями создания совместного предпринимательства являются:
• освоение передовой, прогрессивной техники и технологии;
• освоение новых методов организации труда и управления производством;
• увеличение экспорта готовых товаров. Формирование совместных предприятий предполагает:
• совместное управление производством;
• согласованное распределение прибыли;
• создание товаров на базе объединенной собственности;
• разделение производственного и коммерческого риска.
На территории РФ совместные предприятия создаются преимущественно в отраслях добывающей промышленности, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.
Характерные черты совместного предприятия:
• совместный капитал и, следовательно, требование защиты и возврата капитала;
• единый производственный аппарат;
• согласование интересов партнеров.
Создание совместных предприятий осуществляется в несколько этапов:
• поиск иностранного инвестора;
• создание учредительных документов (договор и устав);
• регистрация документов.
Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обратный процесс — российские капиталовложения за рубежом, как в рамках СНГ, так и в дальнем зарубежье — также приобретает растущее значение. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций стал актуальным с первых подходов к рыночным преобразованиям экономики.
Длительное время во внешнеэкономической практике делался упор на иностранные кредиты по государственной линии, что привело к образованию огромного внешнего долга.
Между тем частные иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ перед государственными кредитами. Они являются источниками капитала для вложения в производство товаров, услуг, информационных систем и других производственных и непроизводственных объектов, что исключительно важно в условиях острого инвестиционного голода в сегодняшней России. Они обеспечивают трансферт передовых технологий, современных методов менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий в мировую экономику благодаря прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.
|
|
Имеет значение и то обстоятельство, что частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а объективно способствуют аккумуляции средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой экономики..
Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала не-
обходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, т.е. систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат определяется прежде всего общим: экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально - экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально - экономические аспекты — это стоимость рабочей силы, ее квалификация,
трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исключительно важны законодательная база, ее определенность и последовательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.