Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению

Утомление популяции, социо- и техногенные стрессы, экологическая токсичность среды обитания определяют необходимость формирования нового поля, «пласта» знаний, новых социальных и педагогических технологий, исходящих из современных представлений о закономерностях живой природы и человеческого общества. Как реакция на обострение проблемы здоровья и ответ на запрос общества и в мировой культуре и в нашей стране возникла экзистенциальная конструкция – валеология (от лат. valeo – быть здоровым). Этот удачный, емкий термин ввел в научный обиход в 1980 г. И.И. Брехман, известный фармаколог-физиолог, автор ряда монографий, в которых он в творческом содружестве с новосибирскими учеными определил содержание валеологии. Вновь сформировавшаяся научная и образовательная дисциплина не является простой суммой или синтезом уже существующих, а являет собой новую область знаний.

Содержание термина «валеология», возможно, будет уточняться, но уже сегодня он акцентирует внимание на необходимости выработки критериев, разделяющих сферы компетенции медицины, с одной стороны, и общей валеологии – с другой. Валеология как наука «быть здоровым» коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний (этиопатогенез), об их профилактике и лечении и направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу изучения природы здоровья
(валеогенез), причин, факторов и механизмов здоровья.

Если медицина (санология) в своем логическом познавательном движении проектирует настоящее в прошлое, ищет причины сегодняшних недомоганий в факторах, условиях прошлого и, найдя эти причины (или полагая, что они найдены), пытается компенсировать их сегодняшние следствия, то валеология проектирует настоящее в будущее: какие факторы, условия, обстоятельства определят уровень и качество здоровья человека и популяции в будущем.

Итак, два вектора времени. Первый (медицинский) вектор и второй (эволюционно-сравнительный, эволюционно-динамический) вектор пересекаются. На пересечении этих векторов, этих логико-познавательных потоков развивалась лечебная, санологическая медицина, включая гомеопатические, эзотерические и ряд других «нетрадиционных» направлений, формировались все разделы профилактической медицины в соотношении с естественно-научным и гуманитарным комплексом. Этот гносеологический (онтологический) узел обогащает и медико-биологические, и эволюционно-исторические главы наших сегодняшних знаний о человеке, его природной и антропогенной среде.

Сформулируем еще раз принципиальное различие между валеологическим и медицинским подходом к проблеме причинности. Медицина изучает причины болезни (этиология заболеваний – «этос» – причина, «логос» – учение). Валеология – причины здоровья. Причины здоровья – это социально-эволюционная категория, характеризующая условия формирования нации, общественной группы, семьи, конкретного человека, становления и развития психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки, репродуктивного поведения, выбора профессии, максимальной продолжительности жизни.

Валеология – наука о том, как стать и быть здоровым. Не только изучать, описывать, мечтать, а быть. Знать о здоровье можно много, но быть здоровым – это другое. Это точно так же, как, например, можно очень много знать об управлении автомобилями разных марок, прочитав об этом множество книг и самому написать множество научных исследований, но реально управляет машиной, водит ее – шофер, а читает или не читает он книги об этом, пишет или не пишет их – это второстепенный вопрос.

Валеология – наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека. Это система знаний, формирующая целостное, системное представление о человеке и его здоровье как органичной частицы Мироздания и направленная на формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности.

Валеология рассматривает проблему человека и его здоровья в свете новой парадигмы на всех уровнях человеческого бытия: мировоззренческом, социокультурном, психическом и телесном. Она опирается на передовые современные достижения мировой и отечественной культуры в области философии, культурологии, социологии, науки, техники, педагогики и искусства. Общественная потребность в такой дисциплине продиктована опытом не только России. Существующее до настоящего времени убеждение, что проблема здоровья решается исключительно средствами здравоохранения, практической медицины (включая условия труда и так называемый «образ жизни»), все более вытесняется пониманием чисто тактической, вспомогательной роли этих служб. Так что отдаленные, стратегические интересы сохранения этноса должны решаться на существенно более широкой инструментальной, методологической и философской основе.

Опыт США, европейских стран и России показывает, что в целом здоровье нации и каждой личности есть отнюдь не прерогатива и гарантия специализированного ведомства – государственного или частного здравоохранения или гигиенически-профилактического корпуса государства и его регионов. Проблемы здоровья, долголетия и выживания в обострившихся экологических и социальных пространствах становятся настолько всеобъемлющими, что никакая одна или две-три специальные службы не могут гарантировать сохранение здоровья у нового поколения. Общество начинает осознавать, что практически любой крупный проект первой четверти XXI в., сколь бы он ни был обоснован в технологическом, энергетическом, экономическом, геополитическом аспектах, может оказаться невыполнимым ввиду дефицита человеческих ресурсов – не только и не столько количества людей, сколько и главным образом их качества – здоровья, психического и интеллектуального потенциала, способности к обучению, к социальной, биологической и профессиональной адаптации, их морально-нравственными параметрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: