Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Нормирование оборотных средств предприятия

Для обеспечения непрерывности и ритмичности процес­са производства и реализации продукции каждому промышленному предприятию необходимо определить экономически обоснованные размеры оборотных средств. Размер нормируемых оборотных средств исчисляется на основе норматива.

Норматив ОБС — это плановый минимальный размер оборотных средств, обеспечивающий нормальную работу предприятия. При этом следует различать совокупный норматив ОБС, т.е. общую сумму собственных оборотных средств, предусмотренную в плане предприятия на соответствующий период (год), и частные нормативы, т.е. размеры ОБС по отдельным статьям (сырье и основные материалы, тара, запасные части и др.).

Нормирование собственных ОБС предусматривает следующие этапы разработки норматива ОБС:

1) определение норм запаса по группам товарно-материальных ценностей в относительных величинах, — как правило, в днях обеспеченности;

Норма запаса ОБС (Нзі) расчитывается по каждому элементу ОБС и

характеризует величину запаса товарно-материальных ценностей на определенный период времени, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса. Норма запаса ОБС выражается в днях, гривнах на расчетную единицу, кг, тоннах и т.д.

2) определение величины однодневного расхода данного вида материальных ценностей (однодневным расходом по отдельным элементам производственных запасов считается сум­ма затрат по соответствующей статье сметы производства за квартал, деленная на 90);

3) определение частного норматива собственных ОБС в денежном выражении путем умножения однодневного расхода на норму запаса в днях.

Нормирование ОБС в производственных запасах состоит из расчетов нормативов ОБС по следующим элементам:

1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты— это предметы труда, которые входят в изготовляемую продукцию;

2) вспомогательные материалы (горючие, смазочные, обтирочные, промывочные, ремонтно-строительные, краски и другие материалы), которые вещественно не входят в состав продукции, но используются для придания ей определенных дополнительных свойств, а также используются для хозяйственных нужд, для ремонта орудий труда в основных и вспомогательных цехах и в непромышленных хозяйствах;

3) топливо (уголь, дрова, бензин, лигроин, нефть, мазут и др.) для технологических нужд, на выработку энергии или на отопление зданий;

4) тара— это предметы, предназначенные для упаковки и укупорки продукции предприятия, а также тара, поступа­ющая на предприятие с материальными ценностями (ящики, бочки, мешки). Тара, используемая для хозяйственных или производственных нужд, не относится к элементу нормируе­мых ОБС «Тара»;

5) запасные части, предназначенные для ремонта машин, оборудования и транспортных средств— это те сменные детали, которые необходимо иметь на предприятии для поддержания оборудования в рабочем состоянии;

6) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, применяемые непосредственно в производстве и для других нужд предприятия:

текущий запас (время нахождения на складе)

Текущий запас должен покрывать потребность предприятия в данном виде материала на период между двумя очередными поставками. Норма ОБС текущего запаса (Нз тек) принимается в размере 50% от продолжительности среднего интервала между поставками;

гарантийный или страховой запас (создаваемый для того, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса на случай перебоев в снабжении, а именно: несвоевременного поступления материальных ценностей по вине поставщика или транспортных организаций, поставки недоброкачественных материалов или поставки по объему меньше плановой) (Нзстр)- Норма ОБС на гарантийный или страховой запас устанавливается в пределах 50% от нормы ОБС на текущий запас.

транспортный запас (время нахождения сырья и материа­лов в пути)

Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве (НЗП) имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Норматив ОБС в НЗП за-

висит от объема производства, длительности производственного цикла и коэффициента нарастания затрат в производстве.

Нарастание затрат в производстве может быть равномерным и неравномерным в зависимости от типа производства, технологических его особенностей и т.п. Для расчета норматива ОБС в НЗП условно принимается равномерное нарастание затрат.

Нормирование оборотных средств в расходах будущих периодов включает в себя определение суммы средств на на начало планового периода (года), расходы, производимые в плановом году, предусмотренные по соответствующим сметам, и расходы, списываемые на себестоимость продукции.

Нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции на складе включает определение нормы запаса ОБС в готовой продукции, дней, продолжительность периода, дней. Норма запаса ОБС в готовой продукции включает в себя время с момента приемки продукции на склад до сдачи расчетных документов в банк или до оплаты продукции и со­стоит из следующих элементов, времени для приемки готовой продукции из цехов, времени для подбора, комплектования и упаковки продукции до размера отгружаемой партии и в ассортименте соответственно заказам, нарядам, договорам;

• времени накопления продукции до транзитной нормы полного использования контейнера, вагона и т.п.;

• времени транспортировки готовой продукции со склада предприятия до станции отправления;

• времени погрузки продукции в транспортные средства;

• времени оформления платежных документов.

Норма запаса ОБС в готовой продукции рассчитывается по каждому наименованию изделий. При большой номенклатуре выпускаемой продукции разрешается рассчитывать норму за­паса по изделиям, составляющим 70-80 % всего выпуска, рас­пространяя ее на всю готовую продукцию на складе.

Сумма нормативов ОБС, определенных по отдельным элементам, образует общую потребность (общий норматив) предприятия в оборотных средствах на планируемый период в денежном выражении:

Эффективность использования ОБС характеризуется рядом показателей:

1. Скорость оборота ОБС (коэффициент оборачиваемости) (Коб) показывает число оборотов, которое эти ОБС совершают за плановый период времени. Чем больше число оборотов, тем меньше потребность в оборотных средствах:

2. Продолжительность (длительность) одного оборота в днях (Тоб) показывает, в течение какого времени ОБС проходят все стадии производственного процесса. При сокращении периода одного кругооборота происходит высвобождение из оборота оборотных средств и наоборот, увеличение периода оборота вызывает потребность в дополнительных ОБС.

При увеличении объема производства продукции необходимо стремиться к уменьшению длительности одного оборота ОБС, т.е. к ускорению их оборачиваемости.

Ускорение оборачиваемости ОБС позволяет при неизменной стоимости объема производства высвободить часть ОБС.

3. Абсолютное высвобождение ОБС возникает, когда фактическая потребность меньше плановой, т.е. это раз­ница между плановой потребностью на данный период и фактической суммой средних остатков нормируемых ОБС:

4. Относительное высвобождение ОБС это разница между плановой и расчетной потребностью в оборотных средствах:

Ускорить оборачиваемость ОБС — значит сократить время их пребывания в каждой стадии оборота — в производственных запасах, в незавершенном производстве, в готовой продукции.

1. На стадии создания производственных запасов:

• совершенствование материально-технического обеспе­чения;

• ускорение и удешевление перевозок;

• улучшение организации складского хозяйства на основе его механизации и автоматизации (в частности, погрузочно-разгрузочных работ);

• применение более точного нормирования расхода мате­риалов;

• сокращение и повторное использование отходов произ­водства.

2. На стадии незавершенного производства необходимо со­кращать длительность производственного цикла в результате проведения следующих мероприятий:

• внедрение поточных методов обработки;

• уменьшение межоперационного времени за счет тща­тельной подготовки производства, исключающей перебои и обеспечивающей ритмичную работу предприятия;

• применение автоматического оборудования, станков с ЧПУ, гибких производственных систем;

• повышение сменности производства.

3. На стадии обращения:

• обеспечение качества и конкурентоспособности продук­ции;

• точное соблюдение планового ассортимента, количества и сроков выпуска продукции;

• совершенствование логистики сбыта и обслуживания (постоянная связь с заказчиками, своевременное уведомление их об отгрузке машин, быстрая обработка отгрузочных документов, своевременное обеспечение транспортными средствами).

Раздел 4

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Маркетинг дает ответ на вопрос, как конкурировать на основании иных, не ценовых, принципов. Из-за перепроизводства маркетинг становится важен как никогда раньше.

Предмет маркетинга до сих пор неправильно понимается как деловыми кругами, так и обществом. Компании считают, что маркетинг существует, чтобы помочь производству освободиться от созданной продукции. Но истина в обратном: производство существует, чтобы помогать маркетингу. Компания всегда может снизить издержки. Но процветание и преуспевание приносят компании именно ее маркетинговые идеи и предложения.

Маркетинг — это мониторинг результатов и усовершенствование рыночных предложений. Он решает, надо ли, и если да, то когда прекращать рыночную жизнь товара или услуги.

Маркетинговая деятельность заключается в преобразовании изменяющихся потребностей людей в прибыльные возможности организации. Цель маркетинга — создать ценность путем предложения высококачественных решений, способствующих экономии времени и усилий, которые покупатель затрачивает на поиск и совершение сделки, и предоставить обществу в целом более высокий стандарт жизни.

Перед маркетингом стоит задача формирования взаимовыгодных долгосрочных отношений с потребителями, а не просто реализация товара компании.

Маркетинг - это масштабный процесс систематизированного выявления того, что производить, как привлечь к товару внимание потребителя и облегчить его доступность, как постоянно поддерживать желание потребителя покупать только у вас.

На смену теоретическим рассуждениям о конкуренции, рыночном ценообразовании, оптимизации портфеля реализации продукции, пришла пора необходимости проведения конкретных расчетов и научно обоснованных решений указанных проблем.

Содержанием маркетинга является комплексное исследование целей и причин принятия решений участниками рынка в процессе взаимоотношений спроса и предложений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: